ГОСТ 29076-91, ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ

ГОСТ 29076-91
( ИCO 6826-82)

 

УДК  621.436:629.12.06:614.84:006.354                             Группа   Г84

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА С С Р

ДИЗЕЛИ  СУДОВЫЕ,  ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ

Требования  к  пожарной безопасности

Marine, locomotive and industrial  diesel engines. Requirements for fire protection      
ОКП 31 2000
Дата  введения    01.07.92

Настоящий стандарт  распространяется на судовые, тепловоз­ные и  промышленные  дизели  (далее дизели) и устанавливает дополнительные виды пожарной защиты дизелей, их оборудова­ния и вспомогательных агрегатов, обеспечивающих уменьшение до минимума опасности возникновения пожара от дизеля.
Стандарт не распространяется на дизели, используемые для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, мотоциклов и самолетов, а также дизели, техническое задание на проектирование которых было утверждено до введения настояще­го стандарта.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ВИДЫ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1. Перечень видов дополнительной пожарной защиты, исполь­зуемой на дизелях, приведен в табл. 1.

Таблица 1

Номер вида защиты

Вид пожарной защити

Номер пункта стандарта

1

Защита от утечки в топливной системе высо­кого давления

2.1

2

Защита от утечки в гидравлических масляных системах высокого давления

2.2

3

Защита от утечки в топливной и масляной си­стемах низкого давления*

2.3

4

Защита поверхностей, имеющие высокую тем­пературу, от попадания и воспламенения топ­лива или смазочного масла при утечке

2.4

5

Защита от пламени в системе выпуска газов дизеля

2.5

6

Защита от искр в системе выпуска дизеля

2.6

7

Зашита от отработавших газов высокой тем­пературы

2.7

8

Защита от выброса пламени из системы впус­ка воздуха дизеля

2.8

9

Защита от пламени икр из других частей дизеля

2.9

10

Защита от воспламенения от электрических устройств дизеля

2.10

* Топливная система низкого давления — это система подачи топлива в насос высокого давления.
1.2. Использование каждого вида дополнительной пожарной защиты зависит от назначения конкретного дизеля и определяется соглашением между изготовителем и потребителем и (или) инс­пектирующими, и (или) законодательными организациями, и (или) классификационными обществами,  указанными потребителем. В этом соглашении должны указываться номера видов защит, приведенных в табл. 1.
Примеры выбора требуемых видов пожарной защиты приве­дены в приложении.
1.3. Требования к пожарной безопасности дизелей устанавли­вают в технической документации на конкретные дизели в соот­ветствии с настоящим стандартом и ГОСТ 12.1.002.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ
2.1. Защита № 1
2.1.1. Дизели с воспламенением от сжатия должны быть снаб­жены на участке топливной системы за топливным насосом высо­кого давления средствами, предотвращающими попадание капель или струй топлива на горячие поверхности, электрические устрой­ства и в систему впуска воздуха.
2.1.1. При необходимости по соглашению между изготовителем и потребителем в системе должны быть предусмотрены устройст­ва для обнаружения утечек топлива.
2.2. Защита № 2
2.2.1. Дизели должны быть снабжены средствами, предотвра­щающими попадание капель или струй масла на горячие поверх­ности, электрические устройства и в систему впуска воздуха.
2.2.2. В гидравлических масляных системах высокого давления должны быть предусмотрены устройства для обнаружения таких утечек.
2.2.3. В гидравлических масляных системах высокого давления допускается применять гибкие трубопроводы, тип которых дол­жен быть утвержден инспектирующими и (или) законодательны­ми организациями, и (или) классификационными обществами.
2.2.4. Гидравлические масляные системы высокого давления должны выдерживать давление, равное максимальному динамиче­скому рабочему давлению в них.
2.3. Защита № 3
2.3.1. В топливной и масляной системах низкого давления должны быть предусмотрены устройства для предотвращения по­падания капель или струй топлива и масла на горячие поверх­ности, электрические устройства и в систему впуска воздуха.
Примечание. Примеры защиты от попадания капель или струй топ­лива на поверхности, имеющие высокую температуру:
а) установка топливных и масляных труб по возможности дальше от по­верхностей, имеющих высокую температуру, впускных воздушных трубопро­водов и электрических устройств;
б) местная защита или усиление тонких непрочных масляных трубок, на­пример, передающих сигнал давления;
в) предотвращение случайного открывания дренажных и вентиляционных кранов с ручным управлением, установленных на трубопроводах и емкостях с воспламеняющимися жидкостями.
2.3.2. Для сбора возможных утечек из фильтров, насосов и резервуаров должны быть установлены поддоны необходимой ем­кости.
2.3.3. Все отводные каналы и поддоны, в которых может соби­раться воспламеняющаяся жидкость, должны иметь стоки необ­ходимых размеров без резких изгибов и горизонтальных участ­ков. Собранная жидкость должна направляться в резервуар, рас­положенный в пожаробезопасной зоне. При использовании ре­зервуара должны быть предусмотрены уровнемеры.
2.4. Защита № 4
2.4.1. Выпускная система и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так, чтобы наружная поверхность, нагреваясь, не достигала температуры воспламенения топлива при утечке и соответствовала бы требова­ниям инспектирующих и (или) законодательных организаций, и (или) классификационных обществ. Все изоляционные материалы .должны быть защищены от возможного попадания топлива или масла.
2.5. Защита № 5
2.5.1. Система выпуска дизеля должна быть разработана так, чтобы пламя или взрыв гасли в ней и не проникали в пожаро­опасную среду.
2.5.2. Должны быть предусмотрены устройства для слива вос­пламеняющихся жидкостей из системы выпуска дизеля, если это необходимо в соответствии с требованиями п. 2.5.1.
2.5.3. По соглашению между изготовителем и потребителем может быть предусмотрено устройство предупредительной сигнализации, которое должно срабатывать при появлении пламени в системе выпуска дизеля.
2.6. Защита № 6
2.6.1. Система выпуска дизеля должна быть разработана так, чтобы искры не выходили из нее.
2.7. Защита № 7
2.7.1. Отработавшие газы, поступающие во взрывоопасную
среду, должны охлаждаться до температуры, при которой они не могут стать источником воспламенения.
2.8. Защита № 8
2.8.1. Система впуска воздуха, включая систему продувки, .должна быть разработана таким образом, чтобы пламя или взрыв гасли в системе и не проникали в пожароопасную среду.
2.8.2. Должно быть предусмотрено устройство для слива вос­пламеняющихся жидкостей из системы впуска воздуха дизеля.
2.8.3. По соглашению между изготовителем и потребителем может быть предусмотрено устройство предупредительной сигна­лизации, которое должно срабатывать при появлении пламени в системе впуска дизеля.
Примечание. Примером защиты от выброса пламени служит установ­ка пламягасителей во впускном трубопроводе или расположение впуска на открытом воздухе.
2.9. Защита № 9
2.9.1. Защита должна быть разработана так, чтобы возникшее пламя или взрыв гасли внутри и не проникали в пожароопасную среду.
Примечание. Примерами возможной защиты каналов могут быть:
а) предохранительные клапаны в картере, оборудованные пламягасителями;
.6) индикаторные краны головки цилиндра, сконструированные так, чтобы избежать выброса пламени при самопроизвольном открывании;
в) сапун картера и другие отверстия, оборудованные пламягасителями, либо вывод паров и газов за пределы пожароопасной зоны.
2.10. Защита № 10
2.10.1. Защита должна быть разработана так, чтобы электри­ческие устройства не могли стать источником воспламенения топ­лива или топливо-воздушной смеси около них вследствие искре­ния, разрядов и возгораний в этих устройствах.
Примечание. Примером могут служить изоляция и принудительная вентиляция электрических устройств, защита от выброса пламени из них и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ
 Справочное

ПРИМЕРЫ ВЫБОРА ВИДОВ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДИЗЕЛЯ

Таблица 2

Назначение дизеля

Номер вида зашиты

Промышленные дизели

1, 2

Судовые дизели

2—4, 8—10

Оборудование для шахт, буровых ус­тановок

1-10

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машино­строения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ
В. Т. Бордуков, канд. техн. наук; Б. Д. Вернов, канд. техн. наук; В. А. Кудрявцев, канд. техн. наук; А. П. Петров, канд. техн. Наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 17.07.91 № 1263

3. Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 6826—82

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5.ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕН­ТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.1.002—84         

1.3