НПБ 101-95 НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Система нормативных документов
Государственной противопожарной службы МВД России

 

НОРМЫ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ  ПОЖАРНОЙ  ОХРАНЫ

Дата введения в действие 1 января 1995 г

 

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и  ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления  Государственной противопожарной службы МВД России. При подготовке норм использованы материалы ВИПТШ МВД России.

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного Государственного инспектора Российской Федерации по пожарному  надзору.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ  приказом ГУГПС МВД России от 30 декабря 1994 г. № 36

СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г № 13/355).

ВЗАМЕН ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.   Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны.
1.2.    Пожарные депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещении и их площадей подразделяются:
тип I  — центральные пожарные депо на 6,8,10,12 автомобилей для охраны городов,
тип II — пожарные депо на 2,4,6 автомобилей для охраны городов,
тип III — центральные пожарные депо на 6,8,10,12 автомобилей для охраны предприятий,
тип IV — пожарные депо на 2,4,6 автомобилей для охраны предприятий,
тип V — пожарные депо на 2,4 автомобиля для охраны населенных пунктов (кроме городов).
1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком.
1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с прил. 1 и 7.
1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:
производственно-технические центры — свыше 400 единиц;
отряды технической службы — от 200 до 400 единиц;
части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, — от 50 до 200 единиц;
отдельные посты технической службы — до 50 единиц.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
И РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных  участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.
2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ
земельных участков школ, детских и лечебных учреждений — не менее 30 м
2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м
2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется по прил 2.
2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются по прил 3, при этом допускается увеличение площади земельного участка
2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны
2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожарного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.
2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в прил 3.
2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.
2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендованные в прил 8.
2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка
2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м.
2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.
2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.
2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с прил. 4, а центральных пожарных депо — прил. 5.
3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.
3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.
3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.
3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внутренних дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.
3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.
3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.
3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.
3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с прил. 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I—IV типов должна составлять 15—18 м, V типа — 12—15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники — по заданию на проектирование.
3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м.
3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером нс менее 1,0х0,4 м.
3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений нс менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.
3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и саморазмыкаться в начале его движения.
3.14. Пост мойки в пожарных депо 1—IV типов следует проектировать в отдельном боксе.
3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.
3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые  канавы из расчета:
1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два  спуска (один — по ступенчатой лестнице, другой — по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.
3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размером 1,2х1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.
3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.
3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.
3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой.
3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.
3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2х1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.
3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.
3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.

4. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами.
4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.
4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять + 16 °С.
В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления.
Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.
4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннею пожарного крана.
4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу «сверху-вверх».
Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременною выезда 50% автомобилей.
4.6. Электроснабжение пожарных депо I—IV типов следует предусматривать по I категории надежности.
4.7. Здания пожарных депо 1—IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью.
4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.
4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями «01», а помещения пожарной техники и дежурной смены — установками тревожной сигнализации.
4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Наименование специальных

Число жителей в городе (населенном пункте), тыс чел

автомобилей

до 50

50-100

100-350

350-700

700-1250

1250-2000

св. 2000

Автолестницы и автоподъемники

1*

2

3

4-6

7-8

8-11

**

Автомобили газодымозащитной службы

1

1

2

3

4

7

8

Автомобили связи и освещения

1

1

2

2

3

4

_________
* При наличии зданий высотой 4 этажа и более
** Определяется по количеству административных районов из расчета одна автолестница и автоподъемник на район.
Примечание
Количество специальных автомобилей, не указанных в настоящей таблице, определяется исходя из местных условий в каждом конкретном случае с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОЖАРНОГО ДЕПО

 

I

II

III

IV

V

Тип пожарного депо и количество пожарных автомобилей в депо, шт.

12

10

8

6

6

4

2

12

10

8

6

6

4

2

4

2

Площадь земельного участка пожарного депо, га

2,2

1,95

1,75

1,6

1,2

1,0

0,8

1,7

1,6

1,5

1,3

1,2

1,0

0,8

0,85

0,55