ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

26.10.95  № 16-З

 

Настоящий Закон является,  согласно   статьи 2 Федерального Закона "О пожарной безопасности", составной частью Законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности. Он, развивая и конкретизируя  некоторые положения Федерального Закона, создает необходимые условия для успешней реализации его в Нижегородской области, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами, в том числе иностранными, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее  организации), общественными объединениями, а также между должностными лицами, гражданами независимо от подданства, лицами  без гражданства (далее  граждане).

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы  правового регулирования в области пожарной безопасности.
Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "О пожарной безопасности", иными актами Федеральных органов государственной власти, а также Уставом Нижегородской области, настоящим Законом области и нормативно-правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Неотраженные в настоящем Законе нормы Федерального закона "О пожарной безопасности" имеют прямое действие на территории Нижегородской области.
Настоящий Закон имеет прямое действие и подлежит исполнению на всей территории Нижегородской области.
Органы местного самоуправления  в пределах своей компетенции могут принимать в соответствии с действующим законодательством решения в области пожарной безопасности, которые не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий закон области, требования пожарной безопасности.

ГЛАВА 2.  ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 2. Виды пожарной охраны.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба; ведомственная; муниципальная (местная), как разновидность ведомственной; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны.
Основным видом пожарной охраны на территории области является Государственная противопожарная служба в составе: Управления Государственной противопожарной, службы УВД Нижегородской области, в функции которой входит координация деятельности всех видов пожарной охраны; специальных подразделений Государственной противопожарной службы по охране закрытых административно-территориальных образований и режимных предприятий.

Статья 3. Основы организации деятельности пожарной охраны.
Основы организации деятельности Управления Государственной противопожарной службы управления внутренних дел Нижегородской области определяется положением, которое разрабатывается на основе типовых документов, согласовывается с Главным управлением Государственной противопожарной службы и утверждается в установленном порядке.
Основы организации деятельности ведомственной пожарной охраны и объединений пожарной охраны определены Федеральным законом "О пожарной безопасности", муниципальной (местной) — положением, которое согласовывается с Государственной противопожарной службой и утверждается органом местного самоуправления.

Статья 4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы устанавливаются статьей Федерального закона "О пожарной безопасности". Органы государственной власти области и органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

Статья 5. Добровольная пожарная охрана.
Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенны пунктах и на предприятиях.
Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии устанавливаемые органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими и предприятиями.
Организация деятельности добровольной пожарной охраны и территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Законодательным Собранием области на основе предложений администрации области.

Статья 6. Финансовое и имущественное обеспечение в области пожарной безопасности.
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности Нижегородской области осуществляется из федерального, областного и местных бюджетов с указанием отдельной строкой в областном и местных бюджетах.
— В случае необходимости органами государственной власти, органами местного, самоуправления и Управления Государственной противопожарной службы могут привлекаться дополнительные средства из других источников финансирования.
Собственникам имущества пожарной охраны запрещается изменять целевое назначение этого имущества без согласования с Управлением Государственной противопожарной службы и администрацией области. При отказе собственника от содержания подразделений пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны Управления Государственной противопожарной службы и администрации области, это имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность.
Органам местного самоуправления, по представлению Управления Государственной противопожарной службы, подтверждать статус служебного жилого фонда государственной противопожарной службы. Собственник обязан согласовывать вопросы изменения статуса служебного жилья, расположенного в зданиях пожарных депо, с Управлением Государственной противопожарной службы.
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере не менее 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет областного и местных бюджетов.

Статья 7. Налоги, налоговые льготы.
Органами местного самоуправления службы в целях сохранения противопожарных формирований сельских хозяйств, .добровольных пожарных дружин промышленных предприятий, подразделений ведомственной пожарной охраны, а также с наступлением пожароопасных периодов могут устанавливаться местные налоги или целевые сборы с граждан и юридических лиц.
Прибыль предприятий и организаций, подлежащая налогообложению, в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" уменьшается на суммы затрат на содержание подразделений Государственной противопожарной службы, а в случае содержания других видов пожарной охраны только при наличии у них лицензии на выполнение работы услуг в области пожарной безопасности.

Статья 8. Специальный счет
В целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны в соответствии с действующим законодательством, после утверждения Правительством Российской Федерации типового устава фонда пожарной безопасности Российской Федерации, создаются областной и местные фонды пожарной безопасности. До создания фонда Управлению Государственной противопожарной службы и подразделениям открываются специальные счета, которые будут формироваться из следующих источников:
— отчисления от строительных работ, согласно ст.6 настоящего закона;
— 50% средств от применения, штрафных санкций;
— добровольные взносы и пожертвования;
— средства от лицензирования и сертификации;
— отчисления от противопожарного страхования.
Средства со специальных счетов расходуются по следующим направлениям:
— усиление системы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области;
— укрепление материально-технической базы Государственной противопожарной службы;
— решение вопросов социальной защиты и улучшения быта личного состава Государственной противопожарной службы.

Статья 9. Предприятия и организации Государственной противопожарной службы.
В системе Государственной противопожарной службы согласно Федерального закона "О пожарной безопасности" в целях выполнения возложенных на нее задач, в порядке, установленном действующим законодательством, могут создаваться предприятия и организации, в том числе совместные, для выполнения работ и услуг в области пожарной безопасности.
Типовой устав предприятия Государственной противопожарной службы утверждается в установленном порядке.

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 10. Региональная целевая программа.
Администрацией области разрабатывается и утверждается Законодательным Собранием области региональная целевая программа "Пожарная безопасность в Нижегородской области" на каждые три года, в качестве директивно-методического документа, определяющего перспективу совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности в Нижегородской области.

Статья 11. Меры пожарной безопасности.
Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества, государства и природной среды от пожаров и их последствий.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, правами, обязанностями.
В соответствии с Законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений, в Нижегородской области разрабатываются Правила пожарной безопасности, утверждаемые в установленном порядке.

Статья 12. Работы и услуги в области пожарной безопасности.
К работам и услугам в области пожарной безопасности, указанным в Федеральном законе "О пожарной безопасности" также относятся:
разработка мер пожарной безопасности для населенных пунктов и предприятий на территории Нижегородской области; противопожарное страхование.

Статья 13. Обучение населения области мерам пожарной безопасности.
Обучение населения области мерам пожарной безопасности проводится согласно статьи 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" и осуществляется по следующим направлениям:
информирование населения через средства массовой информации:
ведение разъяснительной работы среди населения и работников;
обучение работников в организациях;
обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

Статья 14. Лицензирование.
Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии не допускается и квалифицируется как нарушение требований пожарной безопасности, что влечет за собой привлечение к административной и гражданско-правовой ответственности.
Нарушение условий лицензирования влечет за собой приостановление или лишение лицензии и привлечение к административной ответственности.
Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности на территории Нижегородской области дополняется указанными в статье 12 настоящего Закона видами деятельности.

Статья 15. Противопожарное страхование.
Противопожарное страхование является одной из функций системы обеспечения пожарной безопасности и может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
В целях реализации мер пожарной безопасности, наиболее эффективного использования средств страховых организаций, предназначенных на предупредительные мероприятия, а также, учитывая интересы области в упорядочении деятельности страховых организаций в части противопожарного страхования, установить следующие проценты отчислений из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в фонд пожарной безопасности (специальный счет):
для страховых организаций) зарегистрированных за пределами Нижегородской области или не имеющих договорных отношений о сотрудничестве с управлением Государственной противопожарной службы 15%.
для остальных страховых организаций согласно заключаемых с Управлением Государственной противопожарной службы договоров, но не более 10%.
Обязательному страхованию, в дополнение к определенному Правительством Российской Федерации перечню предприятий, подлежит имущество и гражданская ответственность за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам, всех предприятий и организаций, принадлежащих иностранным юридическим и физическим лицам.
Обязательное страхование производится действующими на территории Нижегородской области страховыми организациями независимо от наличия факта страхования в ином государстве или регионе Российской Федерации.
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.

ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 16. Роль органов государственной власти.
Органы законодательной и исполнительной власти Нижегородской области должны обеспечивать поддержку и исполнение в регионе формируемой на федеральном и областном уровнях государственной политики в области пожарной безопасности, целевых программ, всемерно использовать федеральные и областные ресурсы для решения задач пожарной безопасности на территории области, в том числе для финансирования Государственной противопожарной службы.
В Нижегородской области в целях координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности создается при областной администрации комиссия по пожарной безопасности под председательством вице-губернатора.

 

Статья 17. Полномочия и обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" относятся:
организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;
разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством;
содействие созданию и деятельности фондов пожарной безопасности;
обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
Органы местного самоуправления создают и содержат финансируемые за счет средств местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой, согласно норм, определенных Федеральным законом.

Статья 18. Ответственность за исполнение закона.
Ответственность за реализацию требований настоящего закона на территории области возлагается на всех должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, руководителей предприятий и собственников имущества, граждан и лиц без гражданства.
Нормы настоящего закона являются составной частью требований пожарной безопасности на территории Нижегородской области.

Статья 19. Административная ответственность физических и юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Главному государственному инспектору Нижегородской области по пожарному надзору и его заместителям предоставляется право налагать (с взысканием через суд) на организации и другие субъекты предпринимательской деятельности денежные штрафы в размере до двух процентов месячных фондов оплаты труда или в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда за нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее за собой пожар с причинением крупного материального ущерба третьим лицам или окружающей среде, за умышленное продолжение эксплуатации (срыв пломбы) объекта, участка, установки, приостановленных постановлением Государственной противопожарной службы, ввиду наличия непосредственной угрозы возникновения пожара, за нарушение требований пожарной безопасности при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, решении вопросов аренды и приватизации, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений, а также в других предусмотренных законодательством случаях.
Установить на территории Нижегородской области административную ответственность должностных лиц и граждан за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных частью 1 настоящей статьи в следующем виде:
должностных лиц — в виде предупреждения или штрафа в размере не более десяти минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже двух минимальных размеров оплаты труда;
граждан — в виде предупреждения или штрафа в размере не более двух минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже одной второй минимального размера оплаты труда.
Право наложения перечисленных выше штрафов предоставляется главному государственному инспектору Нижегородской области по пожарному надзору, его заместителям и старшим государственным инспекторам по пожарному надзору.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности направляются:
— 50% в федеральный бюджет,
— 50% в соответствующие фонды пожарной безопасности (специальные счета).

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Нижегородские Новости".

Часть 3 статьи 15 настоящего Закона вступает в силу с момента утверждения Правительством Российской Федерации перечня предприятий подлежащих обязательному страхованию

Председатель Законодательного Собрания                А.А. Козерадский
Губернатор области                                                     Б.Е. Немцов