ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(в ред.  Законов РБ от 05.08.99 № 17-з,
от 06.03.2001 № 184-з)

 

Принят Законодательной  Палатой  Государственного Собрания Республики Башкортостан 9 июля 1997 года.
Одобрен Палатой  Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 16 июля 1997 года.

Обеспечение  пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды.
Настоящий Кодекс  определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Башкортостан; регулирует в этой области отношения между органами  государственной и местной власти, предприятиями,  учреждениями, организациями, крестьянскими ( фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности (далее  предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; закрепляет гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.

 

Глава I
ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Кодексе применяются следующие понятия:
пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством, нормативными правовыми документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно — спасательных работ;
первоочередные аварийно — спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно — техническая продукция — специальная техническая, научно — техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны — совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления подразделений пожарной охраны, пожарно — технических научно — исследовательских учреждений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно — технического характера, направленная на борьбу с пожарами;
тушение пожаров — боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Статья 2. Правовые основы и система обеспечения пожарной безопасности

Законодательство Республики Башкортостан о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе "О пожарной безопасности", включает в себя настоящий Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной и местной власти, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно — техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно — технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее — сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования по обеспечению пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно — спасательных работ (далее — тушение пожаров);
учет пожаров, их последствий, установление причин, порождающих возникновение пожара, и принятие мер по их предупреждению;
установление особого противопожарного режима.

Глава II
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан
К полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области пожарной безопасности относятся:
разработка и осуществление государственной политики в области пожарной безопасности;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирования республиканских целевых программ по обеспечению пожарной безопасности, участие в выполнении федеральных целевых программ;
планирование и исполнение республиканского бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны и пожарно — технических учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета;
установление численности пожарной охраны (не ниже нормативной), содержащейся за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов районов и городов;
установление основ обеспечения пожарной безопасности и осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно — технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
установление перечня предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;
утверждение номенклатуры, объемов выпуска и поставок для государственных нужд пожарно — технической продукции;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, лиц, находящихся в запасе (в отставке), а также членов их семей;
обеспечение пожарной охраны необходимой пожарно — технической продукцией;
создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;
установление дополнительных требований пожарной безопасности (особый противопожарный режим) для территорий отдельных городов и районов в случае повышения пожарной опасности;
лицензирование деятельности и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны;
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
содействие деятельности республиканского добровольного пожарного общества;
создание правительственной комиссии Республики Башкортостан по пожарной безопасности в целях координации и совершенствования работы по обеспечению пожарной безопасности.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 5. Полномочия органов местного государственного управления Республики Башкортостан в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного государственного управления Республики Башкортостан в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
участие в выполнении федеральных и республиканских целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно — технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и сборов на обеспечение пожарной безопасности;
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
участие в выполнении республиканских и региональных целевых программ;
разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местных бюджетов;
осуществление в пределах их компетенции экономического и социального стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
обучение населения мерам пожарной безопасности и его привлечение к предупреждению и тушению пожаров;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Глава III
ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 7. Цели и задачи пожарной охраны
Пожарная охрана организуется в целях защиты от пожаров жизни и здоровья граждан, материальных и культурных ценностей.
Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:
организация предупреждения пожаров;
спасение людей, оказавшихся в зоне пожара и оказание им доврачебной помощи;
тушение пожаров.
Иные задачи на пожарную охрану могут быть возложены только законодательным порядком.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально — политических, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков и решению других вопросов, не связанных с профилактикой и тушением пожаров, личный состав пожарной охраны и пожарная техника не привлекаются.

Статья 8. Виды пожарной охраны
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.

Статья 9. Имущество пожарной охраны
Имущество пожарной охраны — движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке Главным управлением государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и соответствующим исполнительным органом государственной власти.
Кабинет Министров Республики Башкортостан, органы местной власти, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан имеет служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Башкортостан.

Статья 10. Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан
Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан является основным видом пожарной охраны и включает в себя:
1. Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан как самостоятельное оперативное структурное подразделение, входящее в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2. Подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по охране населенных пунктов.
3. Подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по охране объектов.
4. Иные подразделения, создаваемые для решения возложенных на Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Республики Башкортостан задач.
Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан:
координирует деятельность министерств и ведомств, предприятий (объединений), организаций и учреждений независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сферы деятельности по решению вопросов пожарной безопасности;
организует и осуществляет государственный пожарный надзор в населенных пунктах и на объектах;
организует и развивает научно — исследовательские, технические разработки, направленные на совершенствование пожарной безопасности;
обеспечивает боеготовность и эффективную работу подразделений противопожарной службы при тушении пожаров;
организует разработку республиканских целевых программ по обеспечению пожарной безопасности;
развивает и укрепляет материально — техническую базу органов и подразделений пожарной охраны;
принимает меры к соблюдению законности в деятельности органов управления и подразделений противопожарной службы;
организует и ведет учет (статистику) пожаров и последствий от них в Республике Башкортостан;
организует обучение, переподготовку и повышение квалификации специалистов для пожарной охраны.
Подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по охране населенных пунктов создаются по решению правительства Российской Федерации на основании обращений Кабинета Министров Республики Башкортостан. Численность этих подразделений утверждается правительством Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации.
Кабинет Министров Республики Башкортостан с учетом необходимости или местных условий может создавать подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по охране населенных пунктов или вводить дополнительную численность в имеющиеся подразделения за счет средств республиканского бюджета.
Подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по охране объектов создаются Министерством внутренних дел Республики Башкортостан по представлению предприятий (объединений), организаций и учреждений. Численность этих подразделений определяется на основе договоров с учетом утвержденных нормативов.
Деятельность противопожарных подразделений организуется в соответствии с уставами и наставлениями противопожарной службы.

Статья 11. Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана в населенных пунктах организуется по решению глав местных администраций и согласованию с Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан. Их численность и структура устанавливаются в зависимости от состояния пожарной безопасности на данной территории с учетом действующих нормативов.
Взаимоотношения между муниципальной пожарной охраной и подразделениями противопожарной службы строятся согласно уставам и наставлениям Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Ведомственной пожарной охраной являются подразделения, создаваемые собственниками для предотвращения и тушения пожаров.
Пожарная охрана объектов железнодорожного, воздушного, речного транспорта, Министерства обороны Российской Федерации, а также министерств и ведомств, которым законодательством Российской Федерации разрешено иметь в своей системе противопожарные подразделения, организует и осуществляет свою деятельность в соответствии с ведомственными положениями об этих видах охраны, согласованными с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Другие предприятия (объединения) независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сферы деятельности вправе на основании лицензии, выдаваемой органами Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, организовать подразделения пожарной (пожарно — сторожевой) охраны.
Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющие на вооружении выездную пожарную технику, ставятся на учет в органах государственного пожарного надзора и привлекаются к тушению пожаров в порядке, устанавливаемом Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, по согласованию с местной администрацией.
Подразделения ведомственной пожарной охраны в вопросах организации тушения пожаров и подготовки личного состава к действиям по тушению пожаров руководствуются уставами и наставлениями Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 13. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан. Финансовое и материально — техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
Добровольная пожарная охрана организуется в рабочих поселках, сельских населенных пунктах, на объектах и функционирует на основе нормативов, утвержденных и зарегистрированных в установленном законодательством порядке.

Статья 14. Общественные объединения пожарной охраны
Общественные объединения пожарной охраны (общественные объединения, общества, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.п.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения пожарной безопасности, защиты прав и интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность в соответствии с учредительными документами, принятыми и зарегистрированными в установленном законодательством порядке.

Глава IV
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 15. Социально — правовое положение личного состава Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан
Личный состав Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан подразделяется на:
лиц рядового и начальствующего состава, имеющих специальные звания (далее — сотрудники);
лиц, не имеющих специальных званий (далее — работники).
Порядок реализации прав и обязанностей сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Трудовая деятельность работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан регулируется нормами Трудового кодекса Республики Башкортостан.
Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в целях защиты своих профессиональных, социальных, иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

Статья 16. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан
На сотрудников и работников (членов их семей) Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Кабинет Министров Республики Башкортостан, органы местной власти имеют право устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами, гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
На личный состав Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством.

Глава V
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Статья 17. Цели и задачи государственного пожарного надзора
Государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Статья 18. Должностные лица государственного пожарного надзора и их компетенция
Должностными лицами государственного пожарного надзора являются старший и средний начальствующие составы Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Начальник Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан является по должности главным государственным инспектором по пожарному надзору Республики Башкортостан, а его заместители — заместителями главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Башкортостан. Главный государственный инспектор по пожарному надзору Республики Башкортостан и его заместители имеют право:
разрабатывать и вносить на рассмотрение Кабинета Министров Республики Башкортостан проекты нормативных правовых документов по пожарной безопасности;
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами государственной и местной власти, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно — сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или отсутствии указанных требований.
Должностные лица Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, кроме перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, начальники подразделений по охране административно — территориальных единиц и их заместители являются старшими государственными инспекторами по пожарному надзору и имеют право:
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно — изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно — сметной документации требованиям пожарной безопасности.
Начальники других подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, их заместители и лица среднего начальствующего состава, кроме перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, являются государственными инспекторами по пожарному надзору и имеют право:
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности.
Все должностные лица государственного пожарного надзора в рамках своих должностных обязанностей имеют право:
проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и нарушении требований пожарной безопасности;
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на физических и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Должностные лица Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, Управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность не допускается.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 19. Иные виды государственного контроля за выполнением требований пожарной безопасности
Государственный контроль за выполнением требований пожарной безопасности в лесах осуществляется органами Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, а на подземных объектах народного хозяйства и при проведении взрывных работ — органами Башкирского округа Федерального горного и промышленного надзора России. Государственный контроль за противопожарным состоянием эксплуатируемых воздушных, речных, железнодорожных средств и сооружений осуществляется надзорными органами, создаваемыми в установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами.

Глава VI
ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Статья 20. Тушение пожаров
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и утверждается:
на республиканском уровне — Кабинетом Министров Республики Башкортостан;
на местном уровне — органами местного государственного управления.
При тушении пожаров и спасении людей пожарная охрана вправе выполнить любые необходимые действия в целях создания условий для обеспечения безопасности людей, предотвращения распространения пожара и его ликвидации, а также использовать на безвозмездной основе технику, транспорт и оборудование предприятий и организаций независимо от форм собственности.
Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации. При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01. Предприятия связи оказывают пожарной охране содействие в установлении лиц, осуществляющих ложные вызовы подразделений пожарной охраны.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 21. Руководитель тушения пожара
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций создается штаб, куда входят руководители тушения пожаров.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Статья 22. Основные права личного состава пожарной охраны при тушении пожара
Личный состав пожарной охраны при ликвидации пожара подчиняется только непосредственным и прямым начальникам.
Никто другой не вправе вмешиваться в их деятельность по тушению пожара, кроме лиц, уполномоченных на то законом.
Личный состав пожарной охраны при тушении пожаров имеет право:
беспрепятственно входить и проникать в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения, куда распространились огонь и продукты горения, вскрывать в необходимых случаях закрытые двери, окна и ограждающие конструкции для спасения людей и других целей, направленных на тушение пожара;
временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, доступ граждан на отдельные участки местности или объекты, а также обязать их покинуть определенное место для проведения работ по спасению людей и тушению пожара, обеспечению общественной безопасности;
пользоваться беспрепятственно средствами связи государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также другим имуществом для спасения людей и выполнения работ по тушению пожара;
использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций), для проезда к месту пожара, доставления в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи;
пользоваться при следовании к месту пожара правом внеочередного проезда на всех видах транспорта.

 

 

Статья 23. Взаимодействие пожарной охраны с другими службами при тушении пожаров
Основные положения по организации и проведению тушения пожаров определяются Боевым уставом пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан вправе привлекать к тушению пожаров необходимые аварийно — спасательные службы независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и сферы деятельности.
Порядок и условия взаимодействия пожарной охраны с этими службами регулируются соответствующими нормативными правовыми актами, соглашениями, утвержденными местной администрацией.

Статья 24. Освобождение от ответственности по возмещению материального ущерба
Материальный ущерб, причиненный пожаром и действиями при тушении пожара, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством. Пожарная охрана, ее личный состав, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, освобождаются от ответственности по возмещению ущерба, причиненного пожаром и действиями по его тушению.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Глава VII
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 25. Нормативное правовое регулирование в области
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти Республики Башкортостан нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности — установление уполномоченными государственными органами в нормативных правовых документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются республиканскими органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных правовых документов по пожарной безопасности устанавливается Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Статья 26. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством, нормативными правовыми документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности территорий районов, городов и населенных пунктов разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного государственного управления, органами местного самоуправления.
Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан в части обеспечения пожарной безопасности.

Статья 27. Производство пожарно — технической продукции
Пожарно — техническая продукция производится на основе государственного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.
Производство пожарно — технической продукции регулируется и поддерживается государством.
Государственный заказ на пожарно — техническую продукцию формируется и размещается на основе федеральных и республиканских целевых программ в области пожарной безопасности.
Организация работ по выполнению государственного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 28. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно — технической продукции;
выполнение проектных, изыскательных работ;
проведение научно — технического консультирования и экспертизы;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
испытание качества огнетушащих средств и огнезащитных работ;
издание специальной литературы и рекламной продукции;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо — печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается органами Управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.

Статья 29. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда — это комплекс мероприятий по информированию населения республики о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемый через средства массовой информации, а также путем издания и распространения пожарно — технической литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, конференций, лекций и использования других форм.
Противопожарная пропаганда проводится органами государственной и местной власти Республики Башкортостан, пожарной охраной и предприятиями в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации.
Обучение населения по месту жительства мерам пожарной безопасности осуществляется органами местного самоуправления.
Администрации предприятий самостоятельно организуют и проводят обучение работников по соблюдению требований норм и правил пожарной безопасности.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Предприятия, содержащие Государственную противопожарную службу по договору, привлекают специалистов службы для проведения обучения персонала без дополнительной оплаты.

Статья 30. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
В целях повышения эффективности противопожарной пропаганды и более широкого просвещения населения в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Республики Башкортостан использует средства массовой информации.
Редакции программ телевидения и радиовещания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности обязаны не позднее 24 часов с момента предоставления оперативной информации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан осуществить передачу ее в эфир на безвозмездной основе.
Редакции республиканских, городских, районных и объектовых газет обязаны опубликовать на безвозмездной основе не позднее 48 часов с момента предоставления оперативную информацию Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
За необоснованный отказ опубликовать (передавать) информацию Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан редакторы газет, программ телевидения и радиовещания несут ответственность как за нарушение требований пожарной безопасности.
Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан, Штаб гражданской обороны Республики Башкортостан, Башкирское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другие уполномоченные государственные службы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Республики Башкортостан о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Статья 31. Учет пожаров и их последствий
Официальный статистический учет пожаров и их последствий ведет Управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Порядок учета пожаров и последствий определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)

Статья 32. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Целью противопожарного страхования является защита социально значимых имущественных интересов граждан и юридических лиц на случай причинения вреда в результате пожара.
Обязательное противопожарное страхование проводится органами государственного страхования на принципах обязательности и всеобщности для отдельных групп предприятий, иностранных юридических лиц, предприятий с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Башкортостан.
Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются в соответствии с федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
В целях реализации мер пожарной безопасности страховые организации, осуществляющие обязательное и добровольное противопожарное страхование в Республике Башкортостан, производят отчисления в размере не ниже 5 процентов от сумм страховых взносов по противопожарному страхованию в Фонд (подразделение Фонда) пожарной безопасности, создаваемый в порядке, установленном действующим законодательством.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, иностранными юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Башкортостан, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.
При противопожарном страховании страхователям предоставляются скидки со страховых тарифов с учетом состояния пожарной безопасности страхуемого имущества. Размер скидок со страховых тарифов определяется страховщиками самостоятельно.

Статья 33. Лицензирование
Лицензионный порядок и виды осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
Осуществление предприятием или индивидуальным предпринимателем деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Законов РБ от 05.08.99 № 17-з, от 06.03.2001 № 184-з)
Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Затраты на проведение лицензирования относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 34. Сертификация
Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции (услуг), выпускаемой (оказываемой) и (или) реализуемой на территории Республики Башкортостан, установленным требованиям пожарной безопасности.
Перечень продукции (услуг), подлежащей обязательной сертификации, определяется Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.
Порядок организации и проведения сертификации определяется Управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан по согласованию с Центром Республики Башкортостан по стандартизации, метрологии и сертификации.
Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.

Глава VIII
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Статья 35. Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан
Финансирование Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан осуществляется (кроме подразделений, создаваемых на договорной основе) из федерального, республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Минимальная численность подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан на каждые 650 человек населения.
Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, созданные ею на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий, в случае необходимости — за счет других источников.
Для укрепления материально — технической базы Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан привлекаются внебюджетные источники финансирования Фонда (подразделения Фонда) пожарной безопасности.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач устанавливаются отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов (за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов и предприятий, содержащих пожарную службу по договору), которые направляются в Фонд (подразделения Фонда) пожарной безопасности.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 36. Отменена Законом РБ от 05.08.99 № 17-з.

Статья 37. Налоговые льготы в области пожарной безопасности
Органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан при осуществлении своих функций освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с действующим налоговым законодательством.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Налоговые льготы в области пожарной безопасности устанавливаются в соответствии с законодательством.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
Органы государственной и местной власти вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.
(в ред. Законов РБ от 05.08.99 № 17-з, от 06.03.2001 № 184-з)

Статья 38. Материально — техническое обеспечение пожарной безопасности
Материально — техническое обеспечение органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан осуществляется ими самостоятельно, а также в порядке и по нормам, определенным законодательством, через систему материально — технического снабжения, систему специальных поставок Министерства внутренних дел Республики Башкортостан.
Материально — техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.

Глава IX
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 39. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
предоставлять в соответствии с действующим законодательством возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статья 40. Обязанности органов местной власти в области пожарной безопасности
Органы местной власти в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны:
организовывать разработку и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности;
принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использовать указанное имущество по его прямому назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет средств местных бюджетов подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан;
организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействовать деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Статья 41. Права и обязанности министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений независимо от подчиненности и форм собственности в области пожарной безопасности
Министерства, ведомства Республики Башкортостан в области пожарной безопасности руководствуются Положением о деятельности министерств и ведомств в части обеспечения пожарной безопасности.
Предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, в том числе иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Башкортостан, имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан;
вносить в органы государственной и местной власти предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от органов управления и подразделений пожарной охраны;
они также обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Республики Башкортостан;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче — смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны и привлеченных к тушению пожаров сил, участвующих в выполнении боевых действий по тушению пожаров;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 42. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются:
50 процентов — в федеральный бюджет.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 № 184-з)
50 процентов — в Фонд (подразделение Фонда) пожарной безопасности.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)

Статья 43. Дисциплинарная ответственность
Лица, перечисленные в части первой статьи 42, кроме собственников имущества, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности как за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с Трудовым кодексом Республики Башкортостан.

Статья 44. Административная ответственность граждан
Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан (в том числе иностранных и лица без гражданства) в размере до одного минимального размера оплаты труда.
(в ред. Закона РБ от 05.08.99 № 17-з)
Штрафы имеют право налагать Главный государственный инспектор по пожарному надзору Республики Башкортостан и его заместители, старшие государственные инспектора по пожарному надзору, государственные инспектора по пожарному надзору.

Статья 45. Административная ответственность предприятий и должностных лиц
Нарушение требований пожарной безопасности предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, в том числе иностранными юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, расположенными и (или) осуществляющими свою деятельность на территории Республики Башкортостан, влечет наложение штрафа, по постановлению должностных лиц государственного пожарного надзора, в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а на иные субъекты предпринимательской деятельности — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Нарушение требований пожарной безопасности влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Главный государственный инспектор по пожарному надзору Республики Башкортостан и его заместители имеют право налагать штраф до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Старшие государственные инспектора по пожарному надзору — до восьми минимальных размеров оплаты труда.
Государственные инспектора по пожарному надзору — до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Глава X
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 46. Вступление в силу настоящего Кодекса
Настоящий Кодекс вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 47. Приведение в соответствие с настоящим Кодексом нормативных правовых актов
Предложить Президенту Республики Башкортостан и Кабинету Министров Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом.

Президент
Республики Башкортостан
М. РАХИМОВ
Уфа, Дом Республики
28 июля 1997 года
№ 115-з