ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Законодательным Собранием
10 мая 2001 года

 

Настоящий Закон в соответствии с  Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Уставом Калужской области регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории Калужской  области.

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются  следующие понятия:
объект — недвижимое и  движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
пожароугрожаемое состояние —  состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей;
Государственная противопожарная  служба (в настоящем Законе) — основной вид пожарной охраны, входящий в состав управления  внутренних дел Калужской области в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Калужской области являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калужской области, настоящий Закон, а также иные законы и нормативные правовые акты Калужской области.

Статья 3. Участники обеспечения пожарной безопасности

Участниками обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти области, органы местного самоуправления, организации, граждане, а также подразделения пожарной охраны, осуществляющие мероприятия по защите личности, имущества, общества от пожаров.

 

Глава II. Пожарная охрана

Статья 4. Виды пожарной охраны в области

На территории Калужской области действуют следующие виды пожарной охраны:
— государственная противопожарная служба;
— ведомственная пожарная охрана;
— добровольная пожарная охрана;
— объединения пожарной охраны.
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.

Статья 5. Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Калужской области.
Территориальный (областной) орган управления государственной противопожарной службы входит в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, является самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел Калужской области и руководит деятельностью подчиненных подразделений государственной противопожарной службы.
Содержание за счет бюджета области подразделений по охране городов и сельских населенных пунктов области осуществляется на основании заключаемых договоров между Правительством Калужской области и Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел России, численность которых определяется из расчета:
— одна единица личного состава государственной противопожарной службы на 650 человек населения городов;
— одна единица личного состава государственной противопожарной службы на 400 человек населения сельских населенных пунктов.
Отдел Государственной противопожарной службы № 84 Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России является самостоятельным органом управления, входящим в состав специального управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России и руководит деятельностью подчиненных подразделений по предупреждению и тушению пожаров в муниципальном образовании "Город Обнинск".

Статья 6. Взаимодействие государственной противопожарной службы с органами государственной власти Калужской области и органами местного самоуправления в Калужской области

Государственная противопожарная служба:
— разрабатывает и вносит в Правительство Калужской области и Законодательное Собрание Калужской области для утверждения нормативные документы по пожарной безопасности, содержащие дополнительные требования пожарной безопасности, не снижающие требований, установленных федеральными нормативными документами, в соответствии со спецификой Калужской области;
— вносит в Правительство Калужской области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности.

 

Глава III. Компетенция органов государственной власти в области пожарной безопасности

Статья 7. Компетенция Законодательного Собрания Калужской области в области пожарной безопасности

К компетенции Законодательного Собрания Калужской области относятся:
— разработка и принятие областных законов, других нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
— утверждение в областном бюджете расходов на обеспечение пожарной безопасности;
— контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Калужской области, а также за деятельностью исполнительных органов государственной власти Калужской области по вопросам исполнения законов и иных нормативных правовых актов по обеспечению пожарной безопасности, издаваемых Законодательным Собранием Калужской области;
— включение в программы социально-экономического развития Калужской области мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
— осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;
— установление социальных гарантий для добровольных пожарных.

Статья 8. Компетенция Правительства Калужской области в области пожарной безопасности

К компетенции Правительства Калужской области относятся:
— создание комиссии в органах исполнительной власти для координации и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности в Калужской области;
— разработка и реализация программ социально-экономического и перспективного развития Калужской области в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности;
— разработка региональных целевых программ "Пожарная безопасность" и организация их исполнения;
— разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
— введение особого противопожарного режима;
— организация обучения населения правилам пожарной безопасности, а также привлечение их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;
— использование средств массовой информации в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности;
— поощрение руководителей организаций, добившихся высоких результатов в деле обеспечения пожарной безопасности;
— поощрение личного состава государственной противопожарной службы за проявленные мужество и героизм при тушении пожаров, а также за деятельность по их предупреждению.

 

Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности

Статья 9. Организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности

Организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности является составной частью деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц и работников.
Планы социально-экономического развития любых территорий, организаций должны в обязательном порядке содержать меры обеспечения пожарной безопасности и конкретные мероприятия по укреплению противопожарной защиты.

Статья 10. Принципы обеспечения пожарной безопасности

Пожарная безопасность в области обеспечивается за счет:
— контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативного реагирования на их нарушения;
— координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и государственной противопожарной службы;
— совершенствования форм и методов борьбы за жизнь и здоровье людей, оказавшихся в зоне пожара, а также сохранность имущества;
— совершенствования структуры пожарной охраны в целях повышения эффективности ее деятельности;
— укрепления и развития материально-технической базы пожарной охраны;
— совершенствования средств тушения пожаров и спасения людей;
— проведения противопожарной пропаганды и обучения населения правилам пожарной безопасности и применению средств тушения пожара.

Статья 11. Комиссия по пожарной безопасности

В целях координации деятельности органов государственной власти и различных служб по обеспечению пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении, Правительством Калужской области создается областная комиссия по пожарной безопасности.
Деятельность комиссии обеспечивает государственная противопожарная служба. Положение о комиссии  и ее персональный состав утверждается Правительством Калужской области.

Статья 12. Тушение пожаров

Пожарная охрана на территории области осуществляет тушение пожаров в обязательном порядке на всех объектах, независимо от форм собственности.
Порядок привлечения сил и средств пожарной охраны для тушения пожаров на территории области устанавливается расписанием привлечения сил и средств, которое разрабатывается государственной противопожарной службой и утверждается Правительством Калужской области и органами местного самоуправления. В расписание привлечения сил и средств включаются все подразделения пожарной охраны.
Силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.
Для вызова подразделений государственной противопожарной службы в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.
Возмещение затрат на тушение пожара хозяйствующим субъектам, содержащим на своем балансе подразделения пожарной охраны и участвующим в тушении пожаров, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 13. Учет требований пожарной безопасности при планировании и застройке населенных пунктов

При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе земельных участков (трасс) под строительство должны выполняться действующие нормы и правила, обеспечивающие пожарную безопасность и условия для успешного спасения людей и ликвидации возможных пожаров.
Проекты строительства в порядке осуществления государственного контроля подлежат обязательному представлению до начала строительства в государственную противопожарную службу.
Обязательному согласованию с государственной противопожарной службой подлежат:
— градостроительная документация;
— проектные решения на строительство объектов, по которым отсутствуют нормы проектирования;
— обоснованные отступления от действующих требований пожарной безопасности;
— изменения ранее согласованных проектных решений, возникающих в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов;
— проекты строительства, выполняемые иностранными проектными организациями или с использованием зарубежных нормативных документов;
— территориальные нормы строительного проектирования.

Статья 14. Особый противопожарный режим

В связи с неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой на соответствующих территориях Правительство Калужской области вправе вводить особый противопожарный режим, определять порядок его введения и контроль за его исполнением.
Неблагополучной (сложной) пожарной обстановкой может быть признана реальная возможность угрозы жизни и здоровью населения территориального образования, ухудшение экологической обстановки, связанной с пожарами, возникновение массовых пожаров, в том числе лесоторфяных.
При особом противопожарном режиме Правительством Калужской области могут устанавливаться дополнительные требования пожарной безопасности, привлекаться силы и средства предприятий, организаций и иных юридических лиц для ликвидации причин и последствий пожаров.
Затраты, связанные с введением особого противопожарного режима соответствующей территории, несут собственники имущества, находящегося на этой территории. 

 

Глава V. Заключительные положения

Статья 15. Приведение нормативных правовых актов Калужской области в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления, приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Калужской области
А.Д. Артамонов
г.Калуга
22 мая 2001 г.
№ 36-ОЗ