ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 июня 1999 года  N 199-ОЗ

 

Принят  Законодательным Собранием
Омской области 3 июня 1999 г.

Документ с  изменениями, внесенными:
Законом Омской  области от 22 ноября 2001 г. N 318-ОЗ

 

Настоящий Закон в соответствии со статьями 72 и 76  Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" и Уставом Омской области регулирует общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Омской области. 

 

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон направлен на укрепление пожарной безопасности в Омской области и устанавливает административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, если они не влекут иной ответственности в соответствии с федеральным законодательством. 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона применяются понятия Федерального закона "О пожарной безопасности", а также следующие:

объект — территория, организация, здание, сооружение, помещение, наружная установка, склад, транспортное средство, открытая площадка, технологический процесс, оборудование, изделие, в отношении которых устанавливаются требования пожарной безопасности;

пожароугрожаемое состояние — состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия (возможность) возникновения пожара;

боевая готовность — состояние сил и средств подразделений, караулов, дежурных смен пожарной охраны, противопожарных формирований, обеспечивающее успешное выполнение задач по предупреждению и тушению пожаров;

силы и средства пожарной охраны — личный состав, пожарная техника, средства связи и управления, огнетушащие вещества и иные технические средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны;

лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, — собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, занимающиеся предпринимательской и иной деятельностью; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции; ответственные квартиросъемщики или арендаторы, если иное не предусмотрено соответствующим договором, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда. 

Статья 3. Основные принципы обеспечения пожарной безопасности

Основными принципами обеспечения пожарной безопасности являются единство системы обеспечения пожарной безопасности и централизация управления. Государственная противопожарная служба решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, трудовыми коллективами и гражданами. 

Статья 4. Законодательство Омской области о пожарной безопасности

Законодательство Омской области о пожарной безопасности состоит из настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Омской области, регулирующих вопросы пожарной безопасности. 

Глава II. Обеспечение пожарной безопасности 

Статья 5. Комиссия Омской области по пожарной безопасности

1. Комиссия Омской области по пожарной безопасности (далее по тексту — Комиссия) создается при Администрации Омской области в целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению пожарной безопасности.

2. Комиссия осуществляет свою деятельность на основании соответствующего Положения.

3. Положение о Комиссии, ее персональный состав утверждаются Главой Администрации (Губернатором) Омской области. 

Статья 6.  Основные направления деятельности и права Комиссии

1. Основными направлениями деятельности Комиссии являются:

а) разработка целевых программ по укреплению пожарной безопасности в Омской области;

б) рассмотрение предложений органов местного самоуправления, ведомств, организаций и граждан по вопросам укрепления пожарной безопасности, подготовка соответствующих документов для внесения в органы законодательной и исполнительной власти;

в) разработка мероприятий по организации и укреплению взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также ведомств и организаций по вопросам предупреждения пожаров и снижения тяжести их последствий;

г) формирование необходимой информационной базы и комплекса организационно-технических мер по укреплению пожарной безопасности.

2. Комиссия имеет право:

а) принимать решения, направленные на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, ведомств, а также организаций в области пожарной безопасности, контролировать ход их выполнения;

б) вносить предложения по вопросам пожарной безопасности в органы местного самоуправления, ведомства, организации;

в) контролировать выполнение решений органов исполнительной власти области по вопросам пожарной безопасности, принимать необходимые меры к их исполнению;

г) заслушивать руководителей органов местного самоуправления, ведомств и организаций по вопросам пожарной безопасности;

д) привлекать научных и технических работников организаций области в целях оказания помощи в решении проблем обеспечения пожарной безопасности. 

Статья 7. Противопожарные формирования

1. Для оказания содействия в деятельности по обеспечению пожарной безопасности в организациях из числа их работников могут создаваться противопожарные формирования в виде пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин (команд), а в школах и детских спортивно-оздоровительных лагерях области — в виде дружин (команд) юных пожарных.

2. Положение о добровольных противопожарных формированиях утверждается Управлением Государственной противопожарной службы Омской области. 

Статья 8. Тушение пожаров

1. Пожарная охрана Омской области осуществляет выезд на тушение пожаров в безусловном порядке на все объекты независимо от форм собственности.

2. В расписание выездов, планы привлечения сил и средств включаются все подразделения пожарной охраны и добровольные противопожарные формирования. При этом подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также добровольные пожарные дружины (команды) привлекаются к тушению пожаров на безвозмездной основе.

3. Личному составу Государственной противопожарной службы, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, телефоны по месту жительства устанавливаются не позднее двух месяцев со дня поступления письменного обращения Государственной противопожарной службы. Начальствующему составу Государственной противопожарной службы, участвующему в руководстве тушением пожаров, а также их расследовании, телефоны по месту жительства устанавливаются по минимальной стоимости соответствующих услуг предприятий связи. 

Глава III. Административная ответственность 
 за правонарушения в области пожарной безопасности 

Статья 9. Нарушения требований пожарной безопасности
в сфере выполнения работ (оказания услуг)

1. Производство или реализация продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности,

влечет наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 7 до  20 минимальных размеров оплаты труда.

2. Производство или реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, а равно ее использование при строительстве (реконструкции), выполнении иных работ (оказании услуг) без сертификата пожарной безопасности —

влечет наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от  10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

3. Осуществление деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих обязательной сертификации, лицензированию, без соответствующего сертификата, лицензии —

влечет наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

4. Выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата пожарной безопасности, а равно выдача лицензии на осуществление лицензируемых видов деятельности уполномоченным должностным лицом без заключения Государственной противопожарной службы о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, когда такое заключение обязательно в соответствии с действующим законодательством,
влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 7 до 20 минимальных размеров оплаты труда. 

Статья 10. Воспрепятствование деятельности сотрудников Государственной
противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности

1. Воспрепятствование доступу сотрудников Государственной противопожарной службы при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания и на иные объекты —

влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда; наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

2. Невыполнение в установленный срок законных распоряжений, требований, предписаний, постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы при выполнении ими служебных обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора, а также боевых действий по ликвидации пожара —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда; предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

3. Непредоставление Государственной противопожарной службе при осуществлении действий, необходимых при тушении пожаров, средств связи, транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного), оборудования —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда; наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

4. Отказ от направления подразделений ведомственной или добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных дружин (команд) к месту пожара согласно расписанию выездов либо плану привлечения сил и средств, а равно необеспечение боевой готовности данных подразделений —

влечет наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

5. Неявка без уважительных причин по вызову Государственной противопожарной службы в связи с рассмотрением находящихся в производстве дел о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до 3 минимальных размеров оплаты труда, предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

6. Воспрепятствование лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, под каким-либо предлогом явке гражданина по вызову Государственной противопожарной службы в связи с рассмотрением находящихся в производстве дел о пожарах, нарушениях требований пожарной безопасности —

влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

7. Непредоставление сотрудникам Государственной противопожарной службы сведений либо документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности —

влечет предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

8. Отключение источников водо-, теплоснабжения, электрической энергии и средств связи в подразделениях пожарной охраны, а также средств связи общего пользования в сельских населенных пунктах —

влечет наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

9. Отключение противопожарного, хозяйственно-противопожарного водопровода, а также несоблюдение сроков производства работ, указанных в извещении об отключении, —

влечет предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

10. Перекрытие дорог, проездов, подъездов и проходов к зданиям, сооружениям и водоисточникам, а также несоблюдение сроков производства работ, указанных в извещении о перекрытии, —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда; предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 7 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

11. Заведомо ложный вызов пожарной охраны —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до 5 минимальных размеров оплаты труда. 

Статья 11. Нарушения требований пожарной безопасности, относящихся
к территориям, зданиям, сооружениям, помещениям 

1. Подготовка материалов на предоставление земельного участка для строительства (размещения) объектов без соответствующего заключения Государственной противопожарной службы —

влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

2. Эксплуатация объекта без подписи акта соответствующей комиссии по приемке уполномоченным должностным лицом Государственной противопожарной службы —

влечет предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 7 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

3. Возведение или установка временных строений, размещение автостоянок без заключения Государственной противопожарной службы о возможности размещения указанных объектов на земельном участке —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда; наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 7 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

4. Изменение функционального назначения здания или его части, а равно изменение проектных объемно-планировочных и конструктивных решений без письменного согласования с Государственной противопожарной службой —

влечет предупреждение или наложение штрафа на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, в размере от 7 до 20 минимальных размеров оплаты труда. 

Статья 12. Составление протокола об административном правонарушении

Составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Законом, вправе сотрудники Государственной противопожарной службы и милиции.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. 

Статья 13. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматривают уполномоченные должностные лица Государственной противопожарной службы.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени Государственной противопожарной службы вправе:

а) главный государственный инспектор Омской области по пожарному надзору и его заместители:

на граждан — предупреждение или штраф в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, — предупреждение или штраф в размере до 20 минимальных размеров оплаты труда;

б) старшие государственные инспектора по пожарному надзору:

на граждан — предупреждение или штраф в размере до 5 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, — предупреждение или штраф в размере до 15 минимальных размеров оплаты труда;

в) государственные инспектора по пожарному надзору:

на граждан — предупреждение или штраф в размере до 3 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, — предупреждение или штраф в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда. 

Статья 14. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий на граждан и лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Родители или лица, их заменяющие, в случае совершения правонарушений, предусмотренных настоящим Законом, их несовершеннолетними детьми несут ответственность на основании части 1 статьи 164 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
(глава исключена с 7 декабря 2001 г. Законом Омской области от  22 ноября 2001 г. N 318-ОЗ) 

Глава IV. Заключительные положения 

Статья 15. Вступление настоящего Закона в силу

Главы I, II настоящего Закона вступают в силу со дня его официального опубликования. Глава III вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования. 

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов Омской области
в соответствие с настоящим Законом

Администрация Омской области и органы местного самоуправления приводят нормативные правовые акты Омской области в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу. 

Глава Администрации
(Губернатор) Омской области
Л.К. Полежаев