ЗАКОН О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ЗАКОНЕ  ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Областное Собрание депутатов  постановляет:

  1.  Принять Закон Псковской области "О пожарной безопасности в Псковской области".

 

2. Направить принятый Закон Главе Администрации области для подписания и опубликования.

Председатель  областного
Собрания  депутатов                                   Ю.А. Шматов

Псков
21 сентября 2000 года
N 565

 

ЗАКОН ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О пожарной безопасности в Псковской области

Принят областным Собранием депутатов 21 сентября 2000 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Уставом Псковской области регулирует правоотношения в области пожарной безопасности на территории Псковской области.

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о пожарной безопасности

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Псковской области являются Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав Псковской области, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты области.

Нормативные правовые акты о пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области, не могут противоречить настоящему Закону.

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность — состояние защищенности личного имущества, общества и государства от пожаров;

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию;

тушение пожара — боевое действие, направленное на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно — спасательных работ;

государственный пожарный надзор — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемой должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статья 3. Полномочия областного Собрания депутатов в области пожарной безопасности

К полномочиям областного Собрания депутатов в области пожарной безопасности относятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов о пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

утверждение областных целевых программ в области пожарной безопасности;

утверждение бюджета области в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание территориальных подразделений государственной противопожарной службы.

Статья 4. Полномочия Администрации области по вопросам пожарной безопасности

К полномочиям Администрации области по вопросам пожарной безопасности относятся:

принятие в пределах компетенции нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

разработка и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность;

создание межведомственной комиссии по вопросам пожарной безопасности и утверждение положения о ней;

содействие в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований;

организация противопожарной пропаганды;

организация и контроль за исполнением областных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также привлечение их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров;

установление дополнительных видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию;

установление особого противопожарного режима на территории области;

утверждение порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров, определенного Государственной противопожарной службой Управления внутренних дел области (далее — Государственная противопожарная служба области);

заключение договоров о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы области в пределах установленных областным бюджетом на эти цели средств.

Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности относятся:

участие в выполнении федеральных и областных целевых программ, принятие местных целевых программ в области пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность;

осуществление в пределах компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

организация населения в борьбе с пожарами;

содействие в создании и осуществлении деятельности добровольных пожарных формирований;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности и привлечение его к предупреждению и тушению пожаров;

организация общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;

утверждение порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров определенного Государственной противопожарной службой области;

заключение договоров о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы области, в пределах средств местного бюджета;

установление обязательных отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

ГЛАВА 2. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ОБЛАСТИ

Статья 6. Виды пожарной охраны области

Пожарная охрана области подразделяется на следующие виды:

Государственная противопожарная служба области;

ведомственная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Статья 7. Государственная противопожарная служба области

Государственная противопожарная служба области является основным видом пожарной охраны и входит в состав управления внутренних дел области в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

Права и обязанности государственной противопожарной службы в области пожарной безопасности определяются федеральным и областным законодательством.

В систему органов Государственной противопожарной службы области входят:

управление Государственной противопожарной службы области;

подразделения Государственной противопожарной службы области.

Государственная противопожарная служба области осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", настоящим Законом, Положением о государственной противопожарной службе области и иными нормативными правовыми актами.

Статья 8. Полномочия Государственной противопожарной службы области

К полномочиям Государственной противопожарной службы области относятся:

установление порядка организации тушения пожаров на территории области;

привлечение сил и средств для тушения пожаров, организация тушения пожаров;

обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров на территории области;

разработка нормативных актов по пожарной безопасности;

внесение предложений об изменениях в установленном законодательством порядке в нормативные акты по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

участие в разработке областных целевых программ в области пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений Государственной противопожарной службы области на основании договоров с Администрацией области, органами местного самоуправления;

организация государственного пожарного надзора на территории области;

установление перечня организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана в соответствии с федеральным законом;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны области;

координация деятельности других видов пожарной охраны;

разработка, организация и осуществление единой научно технической политики в области пожарной безопасности;

установление на территории области перечня платных работ и услуг, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Статья 9. Создание и содержание подразделений Государственной противопожарной службы области

Для решения задач по предупреждению и тушению пожаров государственной противопожарной службой области (по договорам с Администрацией области и органами местного самоуправления) создаются территориальные подразделения Государственной противопожарной службы области с минимальной численностью личного состава из расчета одна единица личного состава на каждые 650 человек населения.

Указанные подразделения финансируются за счет средств соответствующего бюджета по нормам, установленным федеральным законодательством.

Правовой статус территориальных подразделений определяется Положением, которое утверждается Государственной противопожарной службой области.

Статья 10. Ведомственная пожарная охрана

Организации в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов могут создавать ведомственную пожарную охрану. В случаях, предусмотренных законодательством, создание ведомственной пожарной охраны является обязательным.

Порядок осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны определяется соответствующими положениями, утвержденными руководителями предприятий и согласованными с Государственной противопожарной службой области. Ведомственная пожарная охрана финансируется за счет собственника.

В вопросах подготовки личного состава и организации тушения пожаров ведомственная пожарная охрана руководствуется нормативными документами, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы области.

Статья 11. Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана организуется в населенных пунктах, а также в организациях с численностью 15 и более человек независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы области или ведомственной пожарной охраны.

Руководство добровольной пожарной охраной осуществляют органы местного самоуправления и организации, в которых они созданы.

Финансирование деятельности добровольной пожарной охраны производится за счет средств местных бюджетов и организаций, организовавших добровольную пожарную охрану, пожертвований физических и юридических лиц, а также других источников финансирования.

Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой области.

Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном настоящей статьей, определяется органами местного самоуправления.

Общественный контроль за обеспечением пожарной безопасности осуществляют внештатные инспектора. Добровольная пожарная охрана и внештатные инспектора осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Администрацией области по представлению Государственной противопожарной службы области.

Статья 12. Объединения пожарной охраны

В целях оказания содействия в решении задач Государственной противопожарной службы области и участия в обеспечении пожарной безопасности из общественных объединений, союзов, ассоциаций, фондов пожарной безопасности создаются объединения пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Межведомственная комиссия по пожарной безопасности

В целях координации деятельности субъектов обеспечения пожарной безопасности, совершенствования работы в данном направлении Администрацией области создается межведомственная комиссия по пожарной безопасности.

В состав комиссии включаются представители государственных органов, осуществляющих функции жизнеобеспечения, финансирования, строительства, ликвидации чрезвычайных ситуаций, управления государственным имуществом, охраны общественного порядка и иных субъектов пожарной безопасности. Деятельность комиссии обеспечивается управлением государственной противопожарной службы области.

Положение о межведомственной комиссии по пожарной безопасности и ее персональный состав утверждаются Администрацией области.

Статья 14. Противопожарное страхование в филиал фонда пожарной безопасности

Противопожарное страхование на территории области может осуществляться в добровольной и обязательной форме в порядке, установленном законом.

В целях реализации мер пожарной безопасности и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на территории области действует филиал фонда пожарной безопасности.

Отчисления в филиал фонда пожарной безопасности производятся страховыми организациями из сумм страховых платежей по противопожарному и смешанному страхованию в размере, определяемом федеральным законом.

Статья 15. Возмещение расходов по тушению пожаров Государственной противопожарной службе области

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой области осуществляется безвозмездно, за исключением тушения пожаров на объектах, которые в соответствии с действующим законодательством не обслуживаются Государственной противопожарной службой области.

В случае возмездного тушения пожаров оплата понесенных расходов Государственной противопожарной службе области возмещается собственником (владельцем, пользователем) в размере установленных нормативов. В случае ложного вызова расходы Государственной противопожарной службе области возмещаются инициатором вызова.

При привлечении сил и средств Государственной противопожарной службы области на ликвидацию или предупреждение чрезвычайной ситуации возмещение расходов может в установленном порядке осуществляться за счет средств фонда чрезвычайных расходов области и (или) муниципальных образований.

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ

Статья 16. Субъекты обеспечения пожарной безопасности

Субъектами обеспечения пожарной безопасности в области являются:

органы государственной власти, органы местного самоуправления;

Государственная противопожарная служба области;

ведомственная пожарная охрана;

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;

добровольные пожарные формирования и иные органы и организации, которые в соответствии с действующим законодательством обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении пожарной безопасности;

органы архитектуры и градостроительства — при проектировании и застройке, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов.

Статья 17. Обеспечение пожарной безопасности

Пожарная безопасность на территории области осуществляется субъектами обеспечения пожарной безопасности в пределах их полномочий путем:

разработки и реализации нормативных правовых актов;

осуществления государственного, ведомственного и общественного контроля за обеспечением пожарной безопасности;

осуществления технического нормирования, лицензирования, сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, а также контроля за соблюдением организациями и гражданами стандартов, строительных, технологических и иных утвержденных в установленном порядке норм и правил при осуществлении ими своей деятельности;

разработки и реализации целенаправленных технических мероприятий по предотвращению пожаров, снижению риска наступления тяжких последствий от них, созданию условий по их успешному тушению;

организации информационного обеспечения в области пожарной безопасности, противопожарной пропаганды в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения и социальной защиты, культурно-массовых учреждениях.

Статья 18. Лицензирование и сертификация

Деятельность в области пожарной безопасности подлежит лицензированию в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Осуществление организацией или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги) в области пожарной безопасности, производимые или реализуемые на территории области, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности — сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности, противопожарная пропаганда, обучение мерам пожарной безопасности

Областное Собрание депутатов, Администрация области и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Противопожарную пропаганду и информационное обеспечение в области пожарной безопасности на территории области осуществляют Администрация области, органы местного самоуправления, Государственная противопожарная служба области, организации.

Средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти области или органы местного самоуправления обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию управления Государственной противопожарной службы области оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности. В чрезвычайных ситуациях такую информацию обязаны выпускать все средства массовой информации независимо от их организационно-правовых форм.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится этими организациями на основе правил пожарной безопасности с учетом профиля производственной деятельности организации на собственной учебно-производственной базе или в специализированных учебно-курсовых структурах Государственной противопожарной службы области.

Обучение мерам пожарной безопасности детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, осуществляется этими образовательными учреждениями в соответствии со специальными программами, согласованными с управлением Государственной противопожарной службы области.

Статья 20. Возмещение материального ущерба, причиненного при тушении пожара

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, полежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Материальный ущерб, причиненный организациям и гражданам, у которых были истребованы принадлежащие им средства связи, транспорт, механизмы и оборудование, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством, и на условиях, определенных порядком привлечения сил и средств Государственной противопожарной службы области, утвержденным Администрацией области.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действующие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Статья 21. Организация тушения пожаров

Порядок организации тушения пожаров на территории области устанавливается управлением Государственной противопожарной службы области в соответствии с уставами, наставлениями, другими нормативными документами Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Непосредственной руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара — старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, прибывшим на пожар и осуществляющим управление на принципах единоналичия всеми силами и средствами, привлеченными в установленном порядке к тушению пожара.

Требования руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не в праве вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Для вызова пожарной охраны в телефонных сетях на всей территории области устанавливается единый номер — 01.

Статья 22.  Права работников пожарной охраны при  осуществлении боевых действий по тушению пожара

Работники пожарной охраны при осуществлении боевых действий по тушению пожара в любое время суток имеют право:

беспрепятственно проникать во все производственные, жилые и иные помещения, где произошел пожар, куда распространились или могут распространиться пламя, продукты горения, вскрывать в необходимых случаях двери, окна, ограждающие конструкции для осуществления действий по тушению пожара и спасению людей;

эвакуировать с мест пожаров людей и имущество;

временно ограничивать или запрещать движение всех видов транспорта и пешеходов, а также доступ граждан на отдельные участки территории или объекты;

пользоваться беспрепятственно и безвозмездно средствами связи и транспорта, механизмами и оборудованием, принадлежащим организациям и гражданам, привлекать для тушения пожаров и ликвидации их последствий технические средства.

ГЛАВА 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Статья 23. Финансирование Государственной противопожарной службы области

Финансирование Государственной противопожарной службы области осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального и областного бюджетов.

За счет средств областного бюджета содержатся территориальные подразделения Государственной противопожарной службы области, созданные на основе договоров между управлением Государственной противопожарной службы области и Администрацией области.

За счет средств местных бюджетов содержатся территориальные подразделения Государственной противопожарной службы области, созданные на основе договоров между управлением Государственной противопожарной службы области и органами местного самоуправления.

В целях развития материально — технического обеспечения управление государственной противопожарной службы области может привлекать дополнительные средства из других источников финансирования, в том числе за счет:

выполнения платных работ и услуг в области пожарной безопасности;

средств от использования имущества Государственной противопожарной службы области;

средств и имущества граждан и юридических лиц, передаваемых Государственной противопожарной службе области на безвозмездной основе в собственность (пользование);

обязательных отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению, реставрации зданий, сооружений других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.

Статья 24. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы области

Личный состав Государственной противопожарной службы области на территории области обеспечивается всеми видами льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные льготы и социально — правовые гарантии личному составу Государственной противопожарной службы области.

Статья 25. Имущество пожарной охраны области

Имущество пожарной охраны области — движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Администрация области, органы местного самоуправления, а также организации, в которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы области в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.

По договору между сторонами движимое имущество (пожарная техника, оборудование и другое имущество) может быть передано Государственной противопожарной службе области.

ГЛАВА 5. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 26. Основные права и обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности

Граждане на территории Псковской области имеют право на:

защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от соответствующих органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, в деятельности добровольной пожарной охраны;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу.

Граждане на территории Псковской области обязаны:

соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования пожарной безопасности, установленные соответствующими правилами пожарной безопасности и иными нормативными документами, выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

уведомлять немедленно пожарную охрану в случае обнаружения пожара;

принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров до прибытия пожарной охраны;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Статья 27. Основные права и обязанности организации в области пожарной безопасности.

Организации независимо от их форм собственности имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения ведомственной или добровольной пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой области;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших в организациях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке, от соответствующих органов управления и подразделений пожарной охраны.

Организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

создавать и содержать подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой области;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны (при осуществлении ими служебных обязанностей) на территорию, в здания, сооружения и иные объекты;

предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы области сведения и документы о пожарной безопасности на организации, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 28. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Юридические и физические лица несут уголовную, административную гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования через 10 дней.

Глава Администрации
Псковской области                                  Е.Э. Михайлов

Псков
2 октября 2000 года
N 105-ОЗ