ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Принят областной Думой 22  октября 1998 года

Настоящий Закон в  соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Уставом (Основным законом) Волгоградской области регулирует правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Волгоградской области.

 

ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего  Закона применяются следующие  понятия:
пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государство от пожаров;
требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской  Федерации нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
объект — недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
пожароугрожающее состояние — состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей;
органы государственной власти Волгоградской области — Волгоградская областная Дума, администрация Волгоградской области, комитеты и управления администрации Волгоградской области;
органы местного самоуправления — представительные и исполнительные органы муниципальных образований Волгоградской области;
предприятия — коммерческие и некоммерческие организации, в том числе с участием иностранных инвестиций, учреждения, фонды, общественные объединения, религиозные организации, их филиалы, представительства и иные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории Волгоградской области.

Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности Волгоградской области
Правовой основой обеспечения пожарной безопасности Волгоградской области являются Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство. Устав (Основной закон) Волгоградской области, законы и иные нормативные правовые акты Волгоградской области, нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Нормативные правовые акты в сфере пожарной безопасности, принимаемые органами местного самоуправления, не могут противоречить настоящему Закону.

Статья 3. Основные принципы обеспечения пожарной безопасности
Основными принципами обеспечения пожарной безопасности являются:
соблюдение требований пожарной безопасности на территории Волгоградской области;
контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и оперативное реагирование на их нарушения;
координация деятельности органов государственной власти, предприятий, граждан и Государственной противопожарной службы Волгоградской области;
совершенствование структуры Государственной противопожарной службы Волгоградской области в целях повышения эффективности её деятельности;
укрепление и развитие материально-технической базы пожарной охраны;
единоначалие при осуществлении руководства подразделениями пожарной охраны;
постоянная готовность подразделений пожарной охраны к оперативному реагированию на сообщения о пожарах и проведению работ по их ликвидации;
допустимость оправданного риска и обеспечение безопасности при проведении спасательных работ и тушении пожаров;
гуманизм и милосердие, предусматривающие приоритетность задач спасения людей, тушения пожаров и сохранности имущества.

Статья 4. Меры пожарной безопасности при составлении планов социально-экономического развития Волгоградской области
При составлении планов социально-экономического развития Волгоградской области, муниципальных образований Волгоградской области, отдельных территорий предусматриваются меры пожарной безопасности, обеспеченные необходимым финансированием за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Предусматриваемые меры пожарной безопасности и инвестиционные проекты подлежат обязательному согласованию с органами Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

ГЛАВА II ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

Статья 5. Виды и основные задачи пожарной охраны Волгоградской области
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба;
ведомственная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана;
объединения пожарной охраны.
Основными задачами пожарной охраны в сфере пожарной безопасности являются:
организация предупреждения пожаров;
тушение пожаров.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана Волгоградской области не привлекается.
Основным видом пожарной охраны на территории Волгоградской области является Государственная противопожарная служба.

Статья 6. Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба входит в состав управления внутренних дел Волгоградской области в качестве единой самостоятельной оперативной службы. В систему Государственной противопожарной службы Волгоградской области также входят специальные подразделения и их орган управления, непосредственно подчиненный органу управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Государственная противопожарная служба управления внутренних дел Волгоградской области (далее — ГПС):
организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Волгоградской области;
организует и осуществляет в установленном порядке охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров;
выполняет работы и оказывает услуги в сфере пожарной безопасности;
обеспечивает и осуществляет тушение пожаров на территории Волгоградской области;
координирует деятельность других видов пожарной охраны на территории Волгоградской области;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны Волгоградской области;
разрабатывает и вносит в Волгоградскую областную Думу и администрацию Волгоградской области проекты законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности;
определяет перечень робот и услуг в сфере пожарной безопасности;
вносит в администрацию Волгоградской области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности.
Управление ГПС осуществляет руководство деятельностью подчиненных подразделений и предприятий Государственной противопожарной службы за исключением подразделений, непосредственно подчинённых федеральному органу управления ГПС.
Подразделениями ГПС являются:
территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях;
специализированные подразделения, созданные в целях тушения крупных пожаров.
Предприятия могут заключать с управлением ГПС договоры об организации и содержании объектовых подразделений пожарной охраны на отдельных объектах.
Администрация Волгоградской области может заключать с ГПС договоры о создании дополнительных подразделений пожарной охраны Волгоградской области. Содержание таких подразделений осуществляется за счет областного бюджета. Численность таких подразделений должна составлять из расчета не менее одного сотрудника ГПС на шестьсот пятьдесят человек населения.
В муниципальных образованиях Волгоградской области по предложениям ГПС могут учреждаться должности внештатных инспекторов по пожарному надзору, которые оказывают содействие ГПС в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на отдельных территориях и предприятиях. Финансирование деятельности внештатных инспекторов осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Положение о внештатных инспекторах по пожарному надзору утверждается главой администрации Волгоградской области по представлению ГПС.

Статья 7. Полномочия Государственной противопожарной службы Волгоградской области
ГПС:
утверждает в пределах компетенции нормативные акты по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Волгоградской области;
определяет перечень научно-технической продукции, необходимой для осуществления возложенных задач и функций;
получает от должностных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
использует при тушении пожаров в случае необходимости средства связи, транспорт и оборудование предприятий и организаций;
принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает в места распространения (возможного распространения) пожаров;
ограничивает или запрещает доступ граждан к местам пожаров, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к местам пожаров территориях.
ГПС в пределах установленных полномочий обязана:
выполнять в полном объеме возложенные на нее законодательством Российской Федерации функции и задачи;
соблюдать федеральное законодательство и законодательство Волгоградской области.
В соответствии с настоящим Законом управление ГПС обладает полномочиями надзора в сфере пожарной безопасности на территории Волгоградской области.

Статья 8. Личный состав ГПС и гарантии социальной защиты
Личный состав ГПС включает состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (далее — сотрудники);
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее — работники).
Порядок прохождения службы и деятельности личного состава ГПС определяется федеральным законодательством.
Сотрудники, работники ГПС, пенсионеры и члены их семей находятся под защитой государства. На них распространяются установленные федеральным законодательством гарантии и льготы.
Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области вправе устанавливать иные, не предусмотренные федеральным законодательством гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС.
Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание ГПС и обеспечение социально-правовой защищенности ее личного состава.
Меры социальной защиты личного состава подразделений ГПС, содержащихся за счет средств бюджета Волгоградской области, •не могут устанавливаться ниже мер социальной защиты сотрудников подразделений внутренних дел, содержащихся за счет федерального бюджета.
Личному составу ГПС выделяется жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам, которая предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел Волгоградской области, органами местного самоуправления или предприятиями, на которых созданы подразделения ГПС. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жильё личному составу ГПС.
Личному составу ГПС, участвующему в боевых действиях по тушению пожаров, должны устанавливаться телефоны по месту жительства не позднее двух месяцев со дня письменного обращения ГПС.
В случае гибели сотрудника, работника ГПС при исполнении служебных обязанностей за семьёй погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, работника, в том числе выделение отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.

Статья 9. Ведомственная пожарная охрана
Предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. На предприятиях, где отсутствует объектовая пожарная охрана ГПС, ведомственная пожарная охрана создается в обязательном порядке, на основании федерального законодательства. Численность личного состава подразделений и оснащенность их пожарной техникой должны отвечать требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами.
Муниципальные образования могут в установленном порядке создавать муниципальную пожарную охрану, являющуюся разновидностью ведомственной пожарной охраны.
Ведомственная пожарная охрана финансируется за счет средств образовавших ее предприятий, если иное не установлено федеральным законодательством.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми муниципальными образованиями, предприятиями по согласованию с ГПС.
Уровень подготовки личного состава ведомственной (муниципальной) пожарной охраны должен соответствовать уровню подготовки сотрудников ГПС.
ГПС не реже одного раза в год осуществляет контроль за боеготовностью, порядком организации несения службы, подготовкой личного состава ведомственной пожарной охраны. По выявленным нарушениям руководителям предприятий вручаются предписания.
В своей деятельности ведомственная пожарная охрана руководствуется уставом службы пожарной охраны, боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Статья 10. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана (далее -ДПО) — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров, их тушения в населенных пунктах и на предприятиях.
ДПО является одним из элементов общей системы обеспечения пожарной безопасности в Волгоградской области.
Организация деятельности ДПО осуществляется в соответствии с законом Волгоградской области.

Статья 11. Объединения пожарной охраны
В целях содействия деятельности ГПС и участия в обеспечении пожарной безопасности могут создаваться в порядке, установленном действующим законодательством, общественные объединения (организации) пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Волгоградская областная организация Всероссийского добровольного пожарного общества, являясь общественным объединением, организует и проводит обучение населения мерам пожарной безопасности, пропаганду пожарно-технических знаний, конкурсы на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), выполняет профильные работы, осуществляет контроль за состоянием печей на газовом и твердом топливе, дымовых и вентиляционных каналов и оказывает услуги в сфере пожарной безопасности.

ГЛАВА III ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Обеспечение пожарной безопасности
В целях обеспечения пожарной безопасности администрацией Волгоградской области разрабатывается целевая программа Волгоградской области "Пожарная безопасность".
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и иных территорий муниципальных образований разрабатываются и реализуются органами государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области совместно с ГПС.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, осуществляются в соответствии с федеральным законодательством органами государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, администрациями предприятий при участии ГПС.

Статья 13. Планировка и застройка населенных пунктов
При разработке градостроительной документации, проектов строительства, выборе площадок (трасс) под строительство должны выполняться действующие нормы и правила, обеспечивающие пожарную безопасность, условия для успешного спасения людей и ликвидации возможных пожаров.
Обязательному согласованию с ГПС подлежат:
градостроительная документация;
проектные решения на строительство объектов, по которым отсутствуют нормы проектирования;
обоснованные отступления от действующих требований пожарной безопасности;
проекты строительства, выполняемые иностранными проектными организациями или с использованием зарубежных нормативных документов;
территориальные нормы строительного проектирования.
При разработке генеральных планов застройки городов и населенных пунктов Волгоградской области должна осуществляться привязка пожарных депо с учетом нормативного радиуса обслуживания три километра.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти Волгоградской области по обеспечению пожарной безопасности
1. К полномочиям Волгоградской областной Думы в сфере обеспечения пожарной безопасности относятся:
принятие законов Волгоградской области по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории Волгоградской области;
принятие областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
согласование введения особого противопожарного режима на территории Волгоградской области или на отдельных территориях;
установление дополнительных льгот для ГПС, а также организаций, производящих пожарно-техническую продукцию или оказывающих услуги в сфере пожарной безопасности.
2. К полномочиям администрации Волгоградской области по обеспечению пожарной безопасности относятся:
создание комиссии по пожарной безопасности в целях координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, иных служб и совершенствования работ по обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области;
организация обучения населения Волгоградской области мерам пожарной безопасности;
установление особого противопожарного режима на территории Волгоградской области или ее части;
финансирование в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом, целевой программы Волгоградской области "Пожарная безопасность";
осуществление экономического стимулирования обеспечения пожарной Безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
создание, реорганизация и ликвидация пожарной охраны, установление численности пожарной охраны, содержащейся за счет областного бюджета "(не ниже нормативной);
содействие деятельности филиала фонда пожарной безопасности по Волгоградской области;
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и Волгоградской области о пожарной безопасности;
содействие созданию общественных объединений пожарной охраны, добровольной пожарной охраны и противопожарных формирований;
принятие дополнительных мер по укреплению материально-технической базы пожарной охраны.

Статья 15. Права и обязанности органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности.
1. Органы местного самоуправления имеют право:
требовать от руководителей предприятий принятия мер по обеспечению пожарной безопасности;
принимать и исполнять местные бюджеты в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
создавать, реорганизовывать и ликвидировать пожарную охрану, финансируемую за счет местных бюджетов;
осуществлять экономическое и социальное стимулирование пожарной безопасности;
предоставлять налоговые льготы в части средств, зачисляемых в местные бюджеты, для предприятий, организаций и предпринимателей, выполняющих работы и услуги в сфере пожарной безопасности;
устанавливать специальные местные налоги и (или) целевые сборы с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности, а также устанавливать льготы по местным налогам и сборам организациям, направляющим средства на обеспечение пожарной безопасности;
устанавливать особый противопожарный режим (период) с разработкой дополнительных правил и требований на время его действия;
привлекать средства массовой информации к освещению вопросов пожарной безопасности;
оказывать содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;
организовывать общественный контроль за соблюдением пожарной безопасности.
2. Органы местного самоуправления обязаны:
принимать меры по соблюдению требований пожарной безопасности;
разрабатывать и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности, в том числе по выполнению федеральной и областной целевых программ "Пожарная безопасность”;
создавать и содержать в соответствии с установленными нормами финансируемые за счет местных бюджетов органы управления и подразделения пожарной охраны;
принимать в муниципальную собственность имущество пожарной охраны от владельцев, отказавшихся от него, и использовать указанное имущество по прямому назначению;
бесперебойно снабжать здания, сооружения, помещения, принадлежащие пожарной ох- ране, водой, газом, тепловой и электрической энергией, средствами связи, о также оказывать другие коммунальные услуги;
оказывать необходимую финансовую поддержку пожарной охране;
организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности и привлекать его к предупреждению и тушению пожаров.

Статья 16. Основные права и обязанности жителей Волгоградской области по обеспечению пожарной безопасности
1. Жители Волгоградской области имеют право но:
защиту их жизни, здоровья и имущество от пожаров;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
получение информации по вопросам пожарной безопасности;
участие в обеспечении пожарной безопасности.
2. Жители Волгоградской области обязаны:
соблюдать законодательство о пожарной безопасности, требования норм и правил пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать посильные меры по их тушению, спасению людей и имущества, оказывать возможное содействие пожарной охране при тушении пожаров;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности, первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждаемыми органами государственной власти Волгоградской области;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
парковать личный автотранспорт, а также устанавливать автомобильные укрытия с учетом возможности обеспечения роботы пожарной техники.

Статья 17. Обязанности администрации Волгоградской области по обеспечению пожарной безопасности
Администрация Волгоградской области в пределах установленных полномочий:
обеспечивает выполнение мер пожарной безопасности но всей территории Волгоградской области;
осуществляет финансирование целевой программы Волгоградской области "Пожарная безопасность";
поощряет руководителей предприятий и организаций, добившихся высоких результатов в деле обеспечения пожарной безопасности;
поощряет личный состав ГПС за проявленное мужество и героизм при тушении пожаров, а также за деятельность по предотвращению пожаров;
оказывает содействие органам местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на территориях муниципальных образований;
принимает меры по обеспечению пожарной охраны пожарно-технической продукцией, необходимой для выполнения возложенных на нее задач;
оказывает необходимую финансовую поддержку пожарной охране Волгоградской области;
осуществляет меры социальной и правовой защиты личного состава ГПС наравне с сотрудниками милиции —пределах имеющихся полномочий;
организовывает не менее одного раза в год проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту, финансируя их за счет средств областного бюджета.

Статья 18. Права и обязанности предприятий в сфере пожарной безопасности
1. Предприятия имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке за счет .собственных средств подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с ГПС;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
вносить в органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области предложения по обеспечению пожарной безопасности;
участвовать в установлении причин и обстоятельств пожаров, происшедших на подведомственных объектах ;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, органов управления и подразделений ГПС;
2. Производить требуемую экспертизу причин пожара, разрабатывать и осуществлять меры, направленные на создание пожаробезопасных условий труда для рабочих и служащих, иных граждан;
обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных требований должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и утверждать в соответствии с действующими нормативными документами положения, инструкции, другие акты, направленные на обеспечение пожарной безопасности, осуществлять контроль за их соблюдением;
создавать и содержать в порядке, установленном действующим законодательством, органы управления и подразделения пожарной охраны, в там числе на основе договоров с ГПС;
осуществлять меры по внедрению автоматических средств противопожарной защиты;
информировать пожарную охрану о неисправностях пожарной техники, систем противопожарной защиты, водоснабжения, а также закрытии дорог и проездов на своей территории и одновременно принимать меры к устранению имеющихся неисправностей;
обеспечивать доступ должностным лицам ГПС при осуществлении своих служебных обязанностей на территории, в здания и сооружения (по предъявлении служебного удостоверения);
проводить служебные расследования всех пожаров. Предоставлять по требованию должностных лиц ГПС материалы служебных расследований, сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объектов и о пожарной опасности производимой ими продукции;
выпускать продукцию или оказывать услуги, соответствующие противопожарным требованиям стандартов, норм и правил;
содействовать деятельности добровольных пожарных.

Статья 19. Комиссия администрации Волгоградской области по пожарной безопасности
Комиссия администрации Волгоградской области по пожарной безопасности (далее -комиссия) создается постановлением главы администрации Волгоградской области.
Комиссия является координационным органом, согласующим работу органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, предприятий и граждан по обеспечению пожарной безопасности Волгоградской области.
Задачи, права, порядок работы, персональный состав комиссии, организационно-техническое обеспечение ее деятельности определяются положением, утверждаемым главой администрации Волгоградской области.

Статья 20. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, не ниже установленных федеральным законодательством и настоящим Законом.
Нормативные документы в сфере пожарной безопасности подлежат официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации в установленном порядке.
Меры пожарной безопасности на территориях муниципальных образований Волгоградской области разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с установленной компетенцией.
В целях комплексного решения проблем в сфере пожарной безопасности органом управления ГПС не реже одного раза в два года разрабатываются целевые программы обеспечения пожарной безопасности.
В целевых программах должны быть отражены: содержание и анализ существующей проблемы; перечень мероприятий по реализации программ с указанием сроков исполнения и исполнителей; кадровое и ресурсное (финансовое и материально-техническое) обеспечение программ с указанием источников финансирования; порядок контроля за ходом выполнения программ и расходованием средств.
В муниципальных образованиях целевые программы обеспечения пожарной безопасности разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления Волгоградской области в пределах установленной компетенции.

Статья 21. Филиал фонда пожарной безопасности по Волгоградской области
В целях реализации мер пожарной безопасности в Волгоградской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создается филиал фонда пожарной безопасности по Волгоградской области.

Статья 22. Тушение пожаров
Тушение пожаров ГПС осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров осуществляется в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок привлечения пожарной охраны для тушения пожаров устанавливается расписанием выездов и планами привлечения сил и средств, которые для г. Волгограда и г. Волжского утверждаются администрацией Волгоградской области по представлению управления ГПС, для других городов и районов области утверждаются исполнительными органами муниципальных образований по представлению территориальных подразделений ГПС. В расписания выездов и планы привлечения сил и средств должны быть включены все подразделения пожарной охраны, а также техника (с персоналом) предприятий, способная оказать помощь в подвозе воды, подаче ее к месту пожара и в проведении аварийно-спасательных работ. Вода на цели пожаротушения подразделениями пожарной охраны забирается в безусловном порядке из любых водных объектов безвозмездно.
Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, предприятия обязаны оказывать всемерное содействие подразделениям ГПС, следующим к месту пожаров, в том числе предоставлять необходимые им транспортные и материальные средство.
Во время следования к месту пожара оперативный транспорт ГПС пользуется правом беспрепятственного проезда и первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях.
Для вызова подразделений ГПС в телефонных сетях устанавливается единый номер "01".
Телефонные сети Волгоградской области и предприятия, имеющие свои системы связи, обязаны, в случае выполнения работ по тушению пожара, на безвозмездной основе предоставлять ГПС соединительные линии оперативной связи и прочие услуги связи, с отнесением затрат на себестоимость работ и услуг.

Статья 23. Производство пожарно-технической продукции
Производство пожарно-технической продукции, выполнение работ (оказание услуг) в сфере пожарной безопасности осуществляются предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими на это в соответствии с действующим законодательством специальное разрешение (лицензию).

Статья 24. Сертификация
Пожароопасная и пожарно-техническая продукция, работы (услуги), выполняемые в сфере пожарной безопасности, производимые или реализуемые на территории Волгоградской области, подлежат обязательной сертификации (подтверждению соответствия требований пожарной безопасности) в порядке, установленном федеральным законодательством.
Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяется Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Сертификат пожарной безопасности или заключение о пожароопасных характеристиках продукции (услуг) является обязательной составной частью сертификата соответствия.
Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации относятся на себестоимость продукции и услуг.

Статья 25. Лицензирование
Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в сфере пожарной безопасности определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти Волгоградской области с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в сфере пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
Деятельность (работы, услуги) в сфере пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых ГПС. Порядок лицензирования определяется Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в сфере пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).
ГПС взаимодействует с уполномоченными лицензирующими органами, представляет по их
запросам или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях осуществления деятельности без лицензий либо нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатайствует об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности.
Взаимодействие органа управления ГПС с уполномоченными лицензирующими органами осуществляется на основе двусторонних соглашении.

Статья 26. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
ГПС в порядке и на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, на безвозмездной основе информирует население через средства массовой информации о противопожарном состоянии объектов Волгоградской области, о пожарах, происшедших на её территории, причинах, последствиях, мерах по предотвращению и действиях в случае возникновения пожара.
Предприятия обязаны проводить обучение своих сотрудников мерам пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Обучение может проводиться на учебной базе ГПС или с привлечением ее специалистов.
Подготовка детей в дошкольных учреждениях проводится в виде тематических занятий по разработанным комитетом народного образования администрации Волгоградской области программам, согласованным с ГПС.
Учащиеся общеобразовательных учебных заведений проходят противопожарную подготовку в соответствии с курсом "Основ безопасности жизнедеятельности", дополненным тематическими занятиями по программе комитета народного образования администрации Волгоградской области, согласованной с ГПС.
Подготовка слушателей средних и высших учебных заведений проводится по программам, разработанным администрациями учебных заведений, согласованным с ГПС.

Статья 27. Особый противопожарный режим
При установлении сухой, жаркой или ветреной погоды, значительном количестве пожаров на открытых территориях, хлебных полях, в лесах, возникновении угрозы жизни населения органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области вправе вводить особый противопожарный режим, определять порядок введения и контроля за его исполнением.
При особом противопожарном режиме органами государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области могут устанавливаться дополнительные требования пожарной безопасности, привлекаться силы и средства предприятий, воинских формирований для ликвидации причин и последствий пожаров.
Затраты, связанные с введением особого противопожарного режима на соответствующей территории, несут органы, его вводящие.

 

ГЛАВА IV ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГПС

Статья 28. Источники финансирования ГПС
Финансовое обеспечение ГПС, в том числе приобретение вооружения и техники, строительство ее объектов и сооружений осуществляется из следующих источников:
органов управления и подразделений ГПС (за исключением подразделений, созданных на основе договоров) — за счет средств федерального бюджета;
территориальных подразделений ГПС, созданных на основе договоров с администрацией Волгоградской области, — за счет средств областного бюджета в пределах установленных ассигнование муниципальных подразделений ГПС, созданных на основе договоров с органами местного самоуправления Волгоградской области, — за счет средств соответствующих бюджетов в пределах выделенных ассигнований;
объектовых подразделений ГПС, созданных ею на основе договоров с предприятиями, — за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости также и за счет других источников финансирования.
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач установлены обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением робот, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с ГПС и соответствующим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области.
Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области, а также предприятия, на которых созданы подразделения ГПС по договору, в обязательном порядке предоставляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области вправе увеличивать за счет имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание ГПС.
При исполнении бюджетов предусматривается обязательное выделение ассигнований на исполнение целевых программ "Пожарная безопасность" и решение первоочередных задач по материально-техническому обеспечению пожарной охраны.
Ежегодно, при распределении средств из областного бюджета на финансирование централизованных капитальных вложений, предусматривается выделение ассигнований на строительство жилья и производственных объектов, а также приобретение вооружения и техники для государственной противопожарной службы.
Финансирование ГПС предусматривается отдельной строкой в областном бюджете, при этом ГПС является непосредственным получателем бюджетных средств.
Средства, запланированные в бюджете на содержание ГПС как службы жизнеобеспечения, выделяются в первоочередном порядке.

Статья 29. Противопожарное страхование
Противопожарное страхование в Волгоградской области может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Страховые организации (в том числе филиалы страховых организаций, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации), находящиеся на территории Волгоградской области, производят отчисления в филиал фонда пожарной безопасности по Волгоградской области от поступивших сумм страховых платежей (взносов, страховых премий) по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.

Статья 30. Платные работы и услуги ГПС
ГПС имеет право на следующие виды платных работ и услуг в сфере пожарной безопасности:
консультирование совместных предприятий и иностранных фирм по вопросам пожарной безопасности;
проведение экскурсий в пожарно-технический центр (школьникам и бюджетным организациям — бесплатно);
предоставление экспонатов и экспозиций
пожарно-технического центра;
ремонт и обслуживание средств защиты органов дыхания;
использование пожарных автомобилей с боевыми расчетами для выполнения работ, не связанных с тушением пожаров и ликвидацией последствий взрывов и стихийных бедствий: откачка воды, подвоз воды, промывка канализации, проведение работ на высотах, дежурство при проведении массовых мероприятие-подготовку заключений на виды деятельности (работы, услуги), подлежащие лицензированию, в части, касающейся обеспечения пожарной безопасности;
проведение натурных огневых испытаний зданий, сооружений, строительных конструкций, систем противодымной защиты и установок противопожарной автоматики по договорам;
реклама деятельности предприятий, выполняющих противопожарные работы (услуги);
предоставление в аренду свободных помещений, спортивных сооружений, в том числе при проведении массовых мероприятий;
обеспечение пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ, зрелищных, массовых, спортивных и других мероприятий путем выставления пожарных постов и дозоров;
зарядка огнетушителей, покраска пожарных щитов, изготовление наглядной агитации;
навязка и ремонт пожарных рукавов;
использование гаражного оборудования для ремонта и технического обслуживания автомобилей, предоставление автотранспортных услуг;
разработка по заявке хозяйствующего субъекта и выдача инженерно-технических решений по выполнению противопожарной защиты зданий и сооружений, расчету путей эвакуации, категорий производств по взрывопожарной опасности;
проведение по заявке хозяйствующего субъекта внеочередного обследования соответствия требованиям пожарной безопасности зданий и помещений на предмет лицензирования, сдачи в аренду, продажу или перепрофилирование с выдачей заключений (для бюджетных организаций — бесплатно);
проведение лекций на противопожарную тематику на предприятиях, в учреждениях и организациях работниками пожарной охраны, проведение занятий по пожарно-техническому минимуму;
проведение по заявке хозяйствующего субъекта испытательно-исследовательских работ по определению группы горючести, температуры воспламенения и вспышки веществ и материалов, интенсивности распространения пламени, пожароопасности электрических приборов, оборудования;
проведение замеров, проверок и испытаний сопротивления изоляции токопотребителей и приборов фидерных линий повышенного напряжения, заземляющих устройств;
проведение пожарно-технических экспертиз, технико-экономических обоснований проектов на строительство объектов, возводимых иностранными фирмами;
тушение пожаров на предприятиях, находящихся вне трехкилометрового радиуса обслуживания пожарных депо и не имеющих на содержании выездной пожарной техники с боевым расчетом;
тушение пожаров на предприятиях, обязанных иметь пожарную охрану, но не создавших ее.

Статья 31. Налоговые и другие льготы в сфере пожарной безопасности
Органы управления и подразделения ГПС пользуются налоговыми льготами, предусмотренными федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

ГЛАВА V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 32. Приостановка работы объектов
При обнаружении нарушений требований
пожарной безопасности, создающих пожароугрожаемое состояние объектов, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, техническом перевооружении объектов их работа (отдельные виды работ) полностью или частично приостанавливается.
Приостановка работы объектов производится в соответствии с действующим законодательством.

Статья 33. Ответственность должностных лиц и граждан
За невыполнение положений настоящего Закона граждане и должностные лица на территории Волгоградской области привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от половины до одного размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законодательством на момент совершения правонарушения.

Статья 34. Ответственность предприятий за нарушение требований пожарной безопасности
За нарушение требований пожарной безопасности, настоящего Закона и иные правонарушения в сфере пожарной безопасности предприятия уплачивают штраф:
государственные и муниципальные — в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда;
иные предприятия — в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Штрафы, установленные настоящей статьёй, налагаются и взыскиваются с предприятий должностными лицами ГПС. В случае неуплаты предприятиями наложенных штрафов органы ГПС обращаются в суд.

Статья 35. Использование средств, полученных от применения штрафных санкций
Средства, полученные от применения штрафных санкций в сфере пожарной безопасности, направляются:
50 процентов — в федеральный бюджет;
50 процентов — в филиал фонда пожарной безопасности по Волгоградской области.

Статья 36. Порядок наложения административных взысканий
Административные взыскания, предусмотренные статьями 33, 34 настоящего Закона, налагаются в соответствии с действующим законодательством.
Материалы для привлечения должностных лиц, граждан и предприятий к административной ответственности оформляют должностные лица ГПС.

ГЛАВА VI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Порядок обжалования действий (решений) должностных лиц ГПС
Действия должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу, в прокуратуру или непосредственно в суд.

Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава администрации
Волгоградской области
Н.К. МАКСЮТА.

6 ноября 1998 года №217-ОД